Обречённым на успех губернаторским выборам в Ленобласти понадобились проценты. Не столько поставленных галочек, сколько пришедших пар ног. Для того, чтобы Александру Дрозденко не запомниться скучным, как коллеге Полтавченко, надо превратиться в легитимного, как Путин.
Ленобласть вступила в пору губернаторских выборов. Не столько неожиданных, сколько долгожданных.
Для тех, кто посвящён внутрь политических переживаний, сюрпризом стала только лаконичность их объявления. Встречу Александра Дрозденко и Владимира Путина показали чуть ли не в прямом эфир, в ночь на 13 мая. О том, что факт свершился, многие члены правительства узнали из средств массовой информации.
Ответить на невнимание к своим персонам вице-губернаторам помогла жизнь. Так уж вышло, что в среду, когда Александр Дрозденко вернулся после поездки в Сочи, добрая половина заместителей (не в том смысле, что остальная часть злая) не смогли лично поздравить шефа. Так, вице-губернаторы по безопасности Андрей Бурлаков и по строительству Михаил Москвин отбыли в отпуск, вице-губернатор по ЖКХ Юрий Пахомовский – на совещание в Москву, первый вице-губернатор Константин Патраев и вице-губернатор по социальным вопросам Николай Емельянов спасали Выборгский замок. Вице-губернатор по внешним связям Герман Мозговой отлучился по личным делам.
Как заметил корреспондент 47news, расхожей фазой на Суворовском, 67, теперь является "Поздравляю, Александр Юрьевич". А врио губернатора уже оставляют силы улыбаться и отвечать: "Какие поздравления? Меня ж в отставку отправили".
Скоро надо будет придумать новый вариант ответа, ведь интриги в предстоящих выборах нет. Шансов на то, что 13 сентября 2015 года победит кто-то иной, кроме нынешнего врио, меньше, чем встретить динозавра. Хорошо, не меньше, а столько же.
Это понимает и сам Дрозденко, который в среду днём, во время встречи с журналистами немного виновато отвечал на вопросы о возможных конкурентах. Упирал на то, что настроен на борьбу, а главными конкурентами видит представителей парламентских партий. С кем именно хотел бы соревноваться, так и не назвал.
- Исход выборов очевиден. Все мы знаем, что у Вас нет реальных конкурентов. На эту тему можно больше не рассуждать, - вмешался, вроде бы, как нельзя вовремя, журналист 47news, начав с этой фразы свой вопрос.
Александр Дрозденко не стал спорить.
Впрочем, политический фон в стране сейчас настолько сложен, что чем оглушительней будет результат в сентябре, тем больше это принесёт проблем в последующие пять лет.
Не секрет, что главным оружием в борьбе за признание выборов легитимными является высокая явка избирателей. Реальная же поддержка населения высчитывается не по итоговой цифре в протоколе, а по соотношению высказавших одобрение всех имеющих активное избирательное право граждан.
К примеру, республики Северного Кавказа можно сколько угодно считать автократическими из-за резких "90% и выше". Но избранность любой структуры там не подвергается сомнениям изнутри именно потому, что бюллетени в урны опускает практически всё взрослое население.
Разница же в близких к Ленобласти данных легко прослеживается благодаря арифметике.
Так, в Санкт-Петербурге в 2012 году на президентских выборах за Владимира Путина проголосовали 59% горожан, а за Георгия Полтавченко на губернаторских выборах в 2014 году – 79%. С одной стороны, получается, что не самый родной для Северной столицы Полтавченко любимее гражданами, чем Путин. С другой стороны, явка на президентские выборы составила 62%, на губернаторские – 39%. В итоге – примерно 30% от общего количества избирателей Петербурга отдали предпочтение Полтавченко и примерно 40% - Путину. Добровольно-принудительные нюансы здесь мы не считали.
Если же обратиться к истории, то всего в Ленобласти было три выборные кампании.
В 1996 году Вадим Густов победил с результатом 53,37% (при явке в 34,43%, то есть за него проголосовали 18,37% от общего количества избирателей). В 1999 году Валерий Сердюков выиграл с результатом 30,3% (при явке в 42,58%, то есть за него проголосовали 12,9% от общего количества избирателей). В 2003 году Валерий Сердюков победил с результатом 56,85% (при явке в 29,46%, то есть за него проголосовали 16,75% от общего количества избирателей).
Александр Дрозденко, отвечая на вопрос корреспондента 47news, собирается ли он способствовать увеличению явки, сказал: "Явка важна, и я хотел бы, чтоб она была как можно больше. Свыше 50% у нас явки не будет, тому есть объективные причины. 40-50% - это не плохая явка. Для того, чтобы привлечь внимание населения, мы хотим вовлечь жителей в обсуждение наших программ. Мы провели тестирование всех депутатов Ленобласти, которые высказались, какие проблемы сейчас есть в регионе. И мы хотим, чтоб в этот диалог вошли жители региона. Вы знаете, я часто посещаю Ленобласть и встречаюсь с жителями. Мы общаемся, спорим. Хочу, чтоб за счет этого появился интерес".
В своих прогнозах глава региона, очевидно, опирался на данные прошлых лет. На выборах в ЗакСа и ГосДуму в 2007 году явка составила 54%, в 2011 – 51%. На муниципальных выборах-2014, то есть тех, за которые Дрозденко полноценно отвечал сам, – 30%.
Если ситуация с тотальным отсутствием конкурентов в ближайшее время не изменится, Александр Дрозденко имеет шансы победить с тем же результатом, что и сосед Полтавченко – около 80% (в сентябре-2014 ЕдРо Ленобласти победило со счетом "83"). Вдобавок этому поспособствует возможность досрочных выборов (считается самым незамысловатым способом увеличения нужного показателя) и отсутствие графы в бюллетенях "против всех".
Далее подсчёты примитивны. По праву всенародным Александр Дрозденко будет считаться только в случае, если за него проголосуют более половины от всех избирателей региона. При явке в 50% к этому показателю можно приблизиться только при 95-100% победе. Как говорится, сложный случай. При явке в 60% теория становится более реальной – к ней можно подойти с результатом в 80%. Тоже нелегко.
А вот если немного снизить требования и попытаться повторить итоги Путина, то задача упрощается: 60% явки при итоге в 60% голосов дают примерно 40% реальной поддержки всех избирателей. А это – уверенная легитимность и возможность сослаться любым скептикам на то, что губернатора Ленобласти поддерживает примерно тот же процент общества, что и лидера нации.
Как ни странно, задача превратить выборы, заведомо обречённые на успех, в успешные с точки зрения обывателя, больше напомнит фокус. И привлечь в сторонники Александру Дрозденко придётся не только конкурентов, которых пока нет, но и избирателей, которых пока тоже недостаточно.
Юлия Гильмшина,
47news