Маяки Свирских каналов, в прошлом предмет монаршего интереса, до сих пор не утратили своего достоинства. В свое время на них  любовались с императорской яхты. Сигнальные огни 1882-1883 годов, сейчас заброшенные, все еще не обрушились и видны на берегах Приладожских каналов, которые соединяют устья рек Свирь и Сясь в обход непредсказуемого Ладожского озера.
 
Непогода не должна была мешать экспорту пшеницы в Европу. И в 1802—1810 годах был реализован небывалый инженерный проект — проложен Старо-Свирский канал  - 48 верст (53 км) в длину, 11 метров в ширину по дну, 1,8 метра глубины. Затем он обмелел до 0,6 м и был заменен Ново-Свирским.
 
Каналу присвоили имя императора. Длина - 43,75 версты (46,7 км), ширина - 12 саженей, глубина - 1,14 саженей. Его торжественно в 1882 году открывали лично император Александр III и императрица Мария Федоровна, прибывшие на яхте "Александрия". Российская империя в память о строительстве Ново-Свирского и Ново-Сясьского (соединявшего Сясь и Волхов) каналов отчеканила медаль.
 
5.jpg фото babs71
 
6.jpg фото babs71
 
1.jpg фото babs71
 
Старо-Свирский канал, соединявший реки Сясь и Свирь, был проложен в 1802-1810 годах.
 
2.jpg фото babs71
 
3.jpg фото babs71
 
Новый Свирский канал прорыли в 1878-1882 годах.
 
4.jpg фото babs71
 
На выходе из канала установили два маяка, одновременно играющих роль памятников:
 
7.jpg фото babs71
 
8.jpg фото babs71
 
Когда-то на них зажигались фонари, о чем свидетельствуют остатки механизма:
 
9.jpg фото babs71
 
10.jpg фото babs71
 
11.jpg фото babs71
 
Одна из надписей сообщает, что канал начали копать при Александре II-м, а закончили при Александре III.
 
12.jpg фото babs71
 
Министром Путей сообщений в это время был генерал-адъютант Посьет, а управляющим департамента шоссейных и водных сообщений тайный советник Фадеев.
 
13.jpg фото babs71
 
14.jpg фото babs71
 
17.jpg фото babs71
 
19.jpg фото babs71
 
20.jpg фото babs71
 
21.jpg фото babs71
 
22.jpg фото babs71
 
 
[route]