Министерство промышленности и энергетики внесло в правительство РФ проект распоряжения о строительстве нефтепровода в обход Белоруссии. «Проект по БТС-2 (Балтийской трубопроводной системе) внесен в правительство», — сообщили РИА «Новости» в пресс-службе министерства. Речь идет о строительстве новой ветки, которая позволит России полностью отказаться от транзита нефти через Белоруссию и Польшу в ЕС по нефтепроводу «Дружба».
В начале февраля Минпромэнерго направило на согласование в ведомства проект распоряжения правительства по строительству новой ветки, которая обеспечит прямые поставки российской нефти в европейские страны. Тогда министерство отмечало, что «энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает развитие трубопроводной системы с выходом на российские порты, что повышает надежность поставок нефти зарубежным потребителям и минимизирует транзитные риски».
Анализ, проведенный специалистами Минпромэнерго и компании «Транснефть», показал, что оптимальным направлением переориентации экспортных потоков является порт Приморск (Ленинградская область), располагающий необходимым потенциалом перевалочных портовых мощностей. Этот маршрут обеспечивает возможность прямых поставок нефти в морские порты европейских стран-импортеров. «Для выбора нового маршрута было проработано нескольких вариантов, из которых наиболее целесообразным по техническим и экономическим показателям является маршрут нефтепровода Унеча-Приморск (БТС-2)», — говорилось в сообщении министерства.
Как сообщал ранее глава «Транснефти» Семен Вайншток, мощность новой ветки БТС от Унечи (Брянская область) на границе с Белоруссией до Приморска составит 50 млн тонн нефти в год. «Мы обойдемся максимально короткими сроками в части проектирования и строительства этого достаточно сложного проекта», — отметил Вайншток.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко в начале года заявлял, что Россия в ближайшие два-три года намерена увеличить прямые поставки нефти на балтийском направлении. «Подобного рода звонки заставляют нас задуматься абсолютно серьезно об увеличении балтийского направления», — сказал он, имея в виду приостановку в начале января Белоруссией транзита российской нефти в Европу. Министр подчеркнул, что «абсолютно целесообразно сейчас выглядит ускорение ряда проектов, в том числе и расширение Балтийской трубопроводной системы». «Это покрытие рисков для стороны добывающей и снижение рисков для стран-потребителей нефти», — сказал Христенко.
Первая очередь БТС, предназначенной для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, Урало-Поволжья, а также из стран СНГ, мощностью 12 млн тонн в год была введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. В 2003 году «Транснефть» увеличила мощность БТС до 30 млн тонн нефти в год, в апреле 2006 года — до 65 млн, в начале декабря 2006 года — до 74 млн тонн нефти в год.