Жители Тосненского района обеспокоены затоплением экологически опасного полигона "Красный Бор". С ними губернатор, призвавший прокуроров. Специалисты же видят вред в расцвете теневиков. Полигон остановлен, но кислоту будут сливать в канализацию.
Обеспокоенные экологической ситуацией жители Тосненского района Ленинградской области 3 марта поделились с редакцией 47news опасными тревогами. Причиной беспокойства в очередной раз стал полигон "Красный Бор", который, по словам местных, затапливается талыми водами. Люди уверяют, что из-за таяния снега, накопившаяся в лесу вода течет по каналам на полигон и грозит залить переполненные ядовитыми отходами котлованы.
Напомним, что 8 февраля у полигона проводился "флеш-моб" местных жителей, заявивших, что опломбирование задвижек полигона представляет собой лишь видимость и не может в полной мере препятствовать стоку с полигона дождевой воды, загрязненной опасными отходами.
Как неоднократно писал 47news, "Красный Бор" не принимает опасный груз уже более года. Сначала предприятие, принадлежащее Санкт-Петербургу, но территориально расположенное в Ленобласти, не могло продлить лицензию на размещение отходов I-IV класса опасности. Нарушения, найденные Росприроднадзором, были устранены и 11 декабря 2014 года полигон лицензию получил.
Однако, в связи с новым распоряжением Минприроды, все полигоны, размещающие опасные отходы, должны быть включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Сейчас руководство полигона передало собранные документы в Москву и ожидает внесение объекта в реестр.
Известие, что "Красный Бор" сможет вновь принимать отходы, взбудоражило местных жителей и активистов-экологов, выступивших с категорическим протестом. По их мнению, почти два миллиона тонн опасных отходов уже полностью заполнили карты (котлованы) полигона, вырытые в глинистой почве. Из трещин в стенах карт отрава попадает в грунтовые воды и заражает территорию в радиусе нескольких километров, на которой проживает около трех тысяч человек. Кроме того, яд попадает в реку Ижора и далее в Неву, угрожая уже пятимиллионному Санкт-Петербургу.
Протестующих поддержал губернатор Дрозденко, заявивший о намерении обратиться в окружную прокуратуру с целью проверить законность выдачи полигону лицензии .
"За 20 лет перерабатывающие мощности на полигоне так и не заработали. В связи с этим мы не согласны с возобновлением приема отходов без их переработки. Увеличивать объемы хранения в "Красном Бору" нельзя, и потому нам необходимо выбрать удаленное место для нового современного полигона, отвечающего всем экологическим требованиям", — заявил Дрозденко на рабочем совещании в середине января.
Как стало известно 47news, губернатор поручил комитету государственного экологического надзора осуществлять постоянный мониторинг экологической обстановки вокруг "Красного Бора". Отслеживать безопасность стоков с полигона комитету должна была помочь передвижная экологическая лаборатория, специально приобретенная год назад.
Однако, как сообщил 47news собеседник в этом ведомстве, с момента распоряжения губернатора мониторинг не проводился. А занимающийся этим вопросом начальник департамента государственного экологического контроля Сергей Грибалев и вовсе лишился работы. Его должность сократили при составлении нового штатного расписания, пока Грибалёв находился на больничным. По сведениям 47news, чиновник, добившийся ранее закрытия полигона "Волхонка", стал единственной кадровой потерей комитета эконадзора.
В комитете сообщили, что передвижная лаборатория не может справиться с задачей постоянного мониторинга. Этим должна будет заняться сторонняя аккредитования и лицензированная компания. Сейчас ведомство готовит обоснование для привлечения такой организации, затем будет изыскивать финансирование и проводить конкурс. Так что мониторинг будет, но когда точно определенно сказать нельзя.
Впрочем, директор полигона Сергей Мацуков в очередной раз успокоил журналиста, назвав сообщения о затоплении глупостью.
"Снег тает, вода течет везде и каждый год. И что с того? На Невском проспекте тоже течет. Наши карты герметично закрыты и абсолютно безопасны, никакое подтопление им не угрожает. Между прочим, нас неоднократно проверял Росприроднадзор и выдал нам лицензию после устранения всех замечаний", - отметил Мацуков.
По его словам, активистам экологам следовало бы посмотреть на проблему полигона с другой стороны. Пока "Красный Бор" не принимает отходы, неизвестно куда исчезают самые опасные вещества от деятельности промпредприятий.
"По моим сведениям, Красный Бор — последний полигон во всей стране, способный принимать и утилизировать все виды самых опасных отходов 1 и 2 класса. Мы не принимаем больше года, а предприятия как работали, так и работают. Значит, отходы куда-то исчезают. Поинтересовались бы экологи, куда именно", - посоветовал Мацуков.
По словам собеседника 47news в сфере утилизации опасных отходов, этот рынок - "бумажный". То есть результатом успешной утилизации отходов многие промышленники считают не фактический результат, а получение справки, которая удовлетворит проверяющие органы.
"Некоторые виды отходов 1 и 2 класса, например ртутные лампы или аккумуляторы, могут хранить и перерабатывать различные компании на территории Ленобласти. Но лицензию на все виды имел только "Красный Бор". Так что если сейчас кто-то показывает справку об утилизации, скажем, серной кислоты где-нибудь на полигоне в другом регионе страны, с огромной долей вероятности это всего лишь бумага. Сами же отходы банально отправились в канализацию. Никто не погонит машины за сотни километров, а потом обратно — справка будет стоить куда дешевле, а проверять такие межсубъектовые утилизации очень сложно. Чем дольше не принимает "Красный Бор", тем сильнее растет этот теневой рынок", - прокомментировал специалист.
В областном Росприроднадзоре корреспонденту 47news сообщили, что очередные пробы были взяты специалистами ведомства на территории полигона 26 февраля. Их результаты станут известны не раньше середины марта. О влиянии результатов анализов на дальнейшую судьбу полигона "Красный Бор" в ведомстве посчитали сообщать преждевременным.
Артем Шалякин, 47news