Тема возвращения «исконно финских» территорий, принадлежащих России, вновь набирает обороты в Финляндии. На фоне постоянных заявлений руководства России и Финляндии о том, что отношения между странами развиваются успешно, до сих пор не утихают споры по возврату территорий, присоединенных к нашей стране в результате Второй мировой войны. И что же - дачи на Карельском перешейке - до Белоострова включительно - вернутся финнам?
Юрист Кари Сильвеннойен, известный своими историческими изысками, опубликовал на страницах крупнейшей финской газеты «Хельсингин саномат» воззвание, в котором он рекомендует переселенцам из Карелии или их наследникам найти старые документы о владении недвижимостью и земельными участками на территории, отошедшей Советскому союзу в результате подписанного в Париже в 1947 году мирного договора.
Первым шагом станет формальное обращение к российскому правительству, а когда последует отказ, дело будет передано в Европейский суд по правам человека. «Для успешного судебного разбирательства мне достаточно набрать группу из десяти человек, а за свои услуги я возьму формальную плату в несколько сотен евро. Я хочу заняться этим не ради заработка, а чтобы восстановить справедливость», – заявил Сильвеннойен.
По мнению инициатора акции, у его клиентов есть все шансы на победу: «Россия как обычно будет ссылаться на Парижский договор 1947 года, по которому Финляндия признала территориальные уступки Москве. Мои же клиенты предъявят свои частные претензии. В годы Советского Союза частная собственность такого рода не признавалась в принципе. В сегодняшней России правовая база изменилась, и потому получается, что государство нарушает собственные законы, препятствуя настоящим владельцам вступить в свои права». Несколько десятков переселенцев и их родственников уже откликнулись на этот призыв.
Это уже не первая попытка со стороны финских общественных организаций решить «Карельский вопрос». Ранее более 200 потомков финнов, покинувших Карельский перешеек в годы Второй мировой войны, требовали через общественную организацию «Союз по возвращению территорий» (Aluepalautusyhdistys) возвращения принадлежавших их предкам территорий.
Союз направил свое заявление в Москву на имя президента Владимира Путина. Из Москвы активисты получили извещение, что их бумаги получены, но дальше этот вопрос так и не сдвинулся.
Большинство инициаторов процесса возврата бывших территорий утверждают, что при определении границ страны следует руководствоваться Тартуским мирным договором, заключенным советской Россией после военного конфликта 1918-1920 годов. В тоже время, по мнению российских историков, они не учитывают, что между двумя странами произошло еще два конфликта – так называемая «Зимняя война» 1939 года, а также Великая Отечественная война, в которой Финляндия участвовала на стороне Германии и оккупировала часть советской территории. Финны же несут и часть ответственности за военные преступления Германии на территории СССР, и поэтому положение парижского договора не подлежит пересмотру.
Сами же активисты многочисленных финских организаций не питают особых иллюзий в отношении бывших территорий. Даже сторонники возвращения Карельского перешейка не считают, что это цель ближайшего будущего, а ставят задачу на длительную перспективу, – задачу, которую можно было бы выполнить путем процесса мирных переговоров. Такие стремления понятны, хотя они вполне могут остаться неосуществленной мечтой. Все эти факты говорят, правда, о том, что рана, нанесенная переделом карты мира, не зарастает даже с уходом в мир иной бывших фронтовиков. Ведь сторонников возврата земель на удивление много среди молодых групп населения.
Основной козырной картой сторонников реванша долгое время оставалось утверждение о безоговорочной поддержке их требований со стороны большинства граждан Финляндии, но многочисленные опросы показывают обратное. Финны не хотят будоражить «Карельский вопрос», несмотря на активность общественников. В результате проведенного в середине 2005 года опроса идею возвращения карельских территорий обратно в состав Финляндии поддерживают только лишь 26% финнов, при этом 57% не поддерживают эту идею.
На вопрос о том, «следовало бы финскому политическому руководству проводить более активную линию по возвращению Карелии в беседах с российским руководством?», 65% респондентов ответили отрицательно. За более активное обсуждение «Карельского вопроса» со стороны финских политиков высказались 19%. 16% затруднились с ответом.
Одним из главным мотивов, по которому большинство финнов не хотят возвращения утраченных в первой половине XX века территорий, является понимание необходимости огромных затрат на «финляндизацию» земель. По самым скромным прогнозам экспертов, реинтеграция этих территорий в состав Финляндии потребует как минимум 10 летнего срока и более чем 30 миллионов евро.
По мнению журналиста «Радио Финляндии» Нелли Йормалайне, эта тема сейчас является не такой актуальной для большинства населения Суоми (Финляндии) и вряд ли таковой будет в ближайшее время.
В последнее время наметилась тенденция, что вопрос возврата территорий перетекает из политического в экономическое русло. Как отмечают эксперты по итогам финско-российского экономического форума, проходившего в городе Оулу с 6 по 9 апреля 2005 года, Россия уверенно движется к тому, чтобы стать самым крупным торговым партнером Финляндии. Приграничные области представляют особый интерес для финских фирм.
Марат Подгородецкий