Президент Владимир Путин упростил местное самоуправление. Прямые выборы окончательно отменил, а глав сократил вдвое. Областные традиции, идущие от Валерия Сердюкова, это не изменит. Руководитель в законе — один и он в Кировском районе.
Президент Владимир Путин в среду, 4 февраля, одобрил поправки в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно их, "законом устанавливается новый способ избрания главы муниципального образования – представительным органом этого МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Предусматривается, что такой глава муниципалитета возглавляет местную администрацию. Уточняется также, что глава муниципального образования, избранный представительным органом (думой) из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. При этом полномочия депутата соответствующей думы, избранного главой муниципалитета, прекращаются".
Говоря проще, прежде всего закон прописывает отсутствие прямых выборов руководителей муниципальных образований. Оппозиционный мэр города Екатеринбург Свердловской области Евгений Ройзман уже заявил о том, что поправки направлены прежде всего против него. Для Ленобласти в этой части документ нового не привносит, поскольку прямые выборы глав муниципальных образований и так отменены региональным парламентом две недели назад. К тому же, такой традиции в регионе не было.
Значимость заключается в упорядочивании структуры руководства муниципалитетами. Сейчас в Ленобласти действует схема, при которой депутаты совета депутатов из своего числа избирают главу муниципального образования, который затем заключает контракт с нанятым со стороны главой администрации. В уставах некоторых поселений, например, в Новодевяткино или ранее в Колтушах, должность могла объединяться и один и тот же человек мог носить два титула — глава МО—глава администрации МО.
В соответствии с президентскими поправками, фактически должность главы МО и главы МО администрации объединяется. То есть, вместо двух "глав" появляется один. При этом, руководит администрацией, но именоваться будет "глава МО".
У муниципального парламента два варианта, по которому можно выбрать этого самого главу МО. Либо из числа депутатского корпуса, либо также, как и сейчас, со стороны. В любом случае, руководить, собственно, советом депутатов будет избранный председатель. В случае первого варианта гражданин тут же перестаёт быть депутатом.
На выходе: советом депутатов теперь будет руководить председатель (ранее — глава МО), а администрацией — глава МО (ранее — глава администрации МО).
"По большому счёту, для Ленобласти ничего не меняется. Разве что жителям будет удобней, ведь вместо двух должностей, начинающихся со слова "глава" останется один. Далее регион должен будет принять соответствующие поправки в свой закон и выбрать схему, нанимать главу МО со стороны или отправлять туда парламентария. С высокой долей вероятности мы отдадим предпочтение первому варианту, поскольку у нас структура органов местного самоуправления сформирована по нему. К тому же, у нас практически везде объединены администрации районов и райцентров, а эта схема коррелирует только с вариантом нанятого главы", - рассказали корреспонденту 47news в комитете по местному самоуправлению Ленобласти.
Пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти выдала аналогичный комментарий Александра Дрозденко, который уточнил, что "в течение нескольких лет 47-й регион проводил последовательную работу по упрощению системы местных органов власти", а также что "существование двух идентичных руководителей нередко вызывало большую путаницу у жителей муниципалитетов", а "Ленобласть не раз направляла свои предложения на уровень Российской Федерации для принятия соответствующих изменений в закон".
Правда, опрошенные корреспондентом 47news сотрудники правительства Ленобласти скептически отнеслись к появлению поправок и настаивали на том, что они не решат главную проблему муниципального самоуправления в регионе — перекос сил влияния.
Так, в соответствии со статьёй 36 закона о местном самоуправлении "Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования".
"По факту в Ленобласти сложилась традиция, по которой глава МО ничего не решает, хотя, по закону, человек, занимающий этот пост, является самым важным и с экономической, и с политической точек зрения. Так что изменение или упрощение названий как мёртвому припарка, особой роли в восстановлении законного баланса не несёт", - рассказал один из наших собеседников на Суворовском,67.
По его словам, изначально, при разработке закона о местном самоуправлении, предполагалось, что модель будет схожа с демократической. То есть, общество, делегируя властные полномочия той или иной политической силе, вправе спросить с неё, раз уж из её числа выбирают высшее должностное лицо. На практике же получается, что власть сосредоточена в руках принятого со стороны главы администрации, который и руководит процессом.
Какая именно личность займёт этот пост, зависит не от депутатского корпуса, а от региональных властей. Раньше это были устные правила, а с мая 2014-го года, когда руководители регионов получили право напрямую участвовать в процедуры назначения глав администраций первого и второго уровня, превратились в юридические.
"Пойти против этой системы может только тот глава МО, кто по-настоящему крут. Он имеет возможность нанимать менеджера, то есть управленца, который будет выполнять его указания. И ответственность в случае чего будет не на менеджере, а на руководителе совета депутатов. В России же исполнительная власть считается настолько важнее законодательной, что глава совета депутатов на местном уровне фигура номинальная", - рассказал чиновник Дома правительства, пожелавший остаться неназванным (то есть не крутым).
По общему мнению, сейчас единственный район, где руководитель совета депутатов обладает большим влиянием, чем глава администрации — Кировский. Глава МО района Дмитрий Василенко выстроил систему, при которой администрация во главе с Михаилом Коломыцев если не официально, то морально подчиняется ему.
"Михаил Коломыцев прежде всего мой товарищ и единомышленник, он был моим заместителем в совете депутатов. Сейчас я смог сформировать свою команду, что, конечно, приведёт к более качественной работе. Но никакого тщеславия у меня нет, не надо говорить о том, что кто-то из нас главней", - смутился в разговоре с корреспондентом 47news Дмитрий Василенко.
"У нас это сложилось исторически со времён губернаторства Валерия Сердюкова. Он игнорировал глав муниципальных образований и предпочитал общаться только с главами администраций. В том числе потому, что мог больше на них влиять. Был период, когда смелых, то есть тех, кто не подчинялся системе, было двое: я, руководивший советом депутатов Сланцевского района, и Игорь Фомин, руководивший Тихвинским. У Фомина было покровительство в лице экс-руководителя ГИБДД страны Виктора Кирьянова. А у меня была наглость и характер", - вспомнил о периоде с 2009 по 2011 годы депутат ЗакСа от "Единой России" Владимир Петров.
По словам Петрова, повернуть баланс сил в сторону законного не так сложно. По крайней мере, он в течение четверти часа без остановки рассказывал корреспонденту 47news, какие методы он лично использовал.
Методы были похожи на шантаж.
Так, глава муниципального образования может не утвердить структуру администрации, не принять те или иные муниципальные акты.
В случае надобности глава МО может серьёзно подпортить имидж главе администрации, например, при внесении поправок в бюджет.
"Единственный, кто может потребовать изменений в бюджет, это глава администрации. Например, если губернатор попросит увеличить финансирование того или иного объекта, например, школы. А вот после этого депутаты могут перебрасывать бюджетные деньги как угодно, увеличивать, уменьшать, а потом снова увеличивать. И так до бесконечности, пока главе администрации не придётся краснеть перед главой региона", - продолжил Петров.
Также глава МО может давать задание главе администрации по исполнению ряда поручений, к примеру, по строительству газопровода. "А потом надо строго спросить", - добавил Петров.
"Есть и аппаратный момент. Можно взять острую тему невыполнения чего-нибудь, и закидывать жалобами областное правительство. Получится, что из района постоянно раздаётся крик. Можно ещё президенту жаловаться. В общем, всё зависит от характера как главы МО, так и главы администрации МО, ну и от сплочённости команды", - заключил Петров.
- Теперь понятно, Владимир, почему у вас были напряжённые отношения с Сердюковым, - добавил журналист 47news.
- И почему же? - не понял Петров.
Впрочем, экспресс-опрос 47news показал, что пока ни в каком районе не собираются повторять опыт Кировского района. "Дело, наверное, в том, что большая часть глав МО в Ленобласти работает на освобождённой основе. То есть, у главы администрации есть возможность уделять круглосуточное время району, а у главы МО нет", - высказал предположение глава администрации Лужского района Олег Малащенко.
"Пока всех всё устраивает. Главы МО не высовываются, а главы администраций МО зависят от центра. Но напомню, что всё зависит от подхода. Это как с воздушным шариком. Можно налить в него воду и он будет свисать. Можно не надувать его и он будет похож сами знаете на что. А можно накачать воздухом", - сделал пафосный вывод Петров.
Юлия Гильмшина,
47news