В Сосновом Бору разлад в похоронном бизнесе. Ритуальные муниципальные и частные аналогичные имеют свои взгляды на конкуренцию после смерти. 47news занялся циничным умножением покойных на рубли и приоткрыл финансовый саван атомного города.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха.
Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
Это эпиграф.
Разве "Нимфа", туды ее в качель, кисть дает?
"Двенадцать стульев", Ильф и Петров
ДЕЛО ПРИВЫЧКИ
У сына предпринимателя из Соснового Бора рано утром 17 октября сожгли "Мерседес". Это случилось на охраняемой парковке по улице Комсомольской того же Соснового Бора.
28-летний Павел Михно привык к тому, что его транспортное средство периодически то горит, то рубится. Так, весной 2014-го в его "BMW" воткнули топор, немецкая сталь не устояла.
Отец Павла, индивидуальный коммерсант Игорь Михно, тоже привык к горящему имуществу. За последние два года три раза полыхал его магазин ритуальных товаров и памятников "Обитель" на улице Комсомольской в Сосновом Бору. Еще трижды пламя нападало на магазин Михно в Волосово. Пришлось сдать его в аренду. Кстати, периодически коммерсанта бьют.
Слышно, как человек, похожий на Петра Лимина, говорит о своем ребенке. Предположительно, речь идет о том, что Лимин подозревает сына Михно, Павла, в агрессии на свою дочь.
Но иногда всего лишь прокалывают колеса.
А 6 октября, когда Михно-старший подходил к дому, его встретил парень славянской наружности с крепким торсом и деревянной дубиной. Это было около полудня. В результате встречи у бизнесмена оторвана височная мышца, переломана кисть. А когда парень бил Михно по ноге, он, судя по травмам, старался особенно.
Ни об одном расследованном уголовном деле, возбужденном по факту поджогов, порчи имущества, нанесении побоев и прочих радостей, в полиции Соснового Бора нам рассказать не смогли. Начальник полиции ОМВД по Сосновоборскому городскому округу Ленобласти Виталий Шустов сослался на регламент и подсказал редакции, что пока не разрешат, ему нельзя говорить.
Так как разрешат ему, судя по его же желанию, не скоро, то 47news сам решил добраться до нужной информации.
ДЕЛО ПОХОРОННОЕ
Игорь Михно занимается похоронным делом. При этом на рынке захоронений и ритуальных услуг Соснового Бора фактически два игрока. Это Сосновоборское муниципальное унитарное предприятие "ЭЗРА" и, собственно, сам предприниматель Михно.
Муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. То есть, имущество муниципальное, но в уставе указана основная цель предприятия как у обыкновенной коммерческой фирмы — извлечение прибыли. Руководитель такого предприятия назначается собственником и ему подотчетен. В нашем случае собственник - это администрация Соснового Бора, а подотчетен ей директор.
Директор "Эзры" Петр Лимин был назначен на должность в 2008 году. По случайности, через пару лет на рынке погребений стало неспокойно. Основным конкурентом "Эзры" является вышеупомянутое ИП "Михно". По масштабам, это Голиаф и Давид соответственно. Ранее весь бизнес по захораниванию был за муниципальной "Эзрой". Но в 2010 году антимонопольная служба выносит решение, в котором указывает на недопустимость такого положения вещей, и Михно начинает работать на кладбище.
По данным, полученным 47news в администрации Соснового Бора, в 2012 году вечный покой на местном кладбище обрели 522 человека. В 2013-м чуть меньше — 502 сосновоборца отправились в мир иной. На сентябрь 2014 года похоронено уже 360 местных жителей. Учитывая, что до конца года еще отчетный квартал, смертность в Сосновом Бору растет и приближается к условной цифре 2 покойника в день.
БЕЛОЕ ДЕЛО
Средняя и даже минимальная цена упокоения, включая вывоз тела, пребывание в морге, вывоз на кладбище и захоранивание, составляет 30 тысяч рублей. Это без учета антуража в виде венков и, например, отпевания. Нехитрая арифметика умножения покойников на рубли говорит о рынке емкостью 15 миллионов рублей. Помимо этого муниципальное образование ежегодно выставляет на конкурс два вида контрактов. На вывоз тел муниципалы в 2012 году отдали 1,5 миллиона, в 2013-м — 2,8 миллиона, а в 2014-м почти 3 миллиона рублей. Все конкурсы выиграла "Эзра".
Второй вид контракта - это уборка, вывоз мусора и содержание, а также уход за кладбищем и мемориалами. В 2013-м и 2014-м конкурсы на "уборку" выиграла "Эзра", получив совокупно почти 3,5 миллиона рублей. В 2014-м традиция сломалась. 1,7 миллиона за "уход" получила компания "Обитель", принадлежащая Михно.
В итоге речь идет о полумиллионе долларов для участников процесса, но без учета выручки из похоронных магазинов. У "Эзры" таких два, один в городе, другой у кладбища (формально он арендован). Выручка ритуального магазина складывается из стоимости гроба, венков и лент, креста и оградки, а также одежды для покойника. На круг, не менее 40 тысяч за покойника. Вновь призвав арифметику и количество погребенных, получаем, что оборот магазинов "Эзры" за 2013 год составил чуть более 20 миллионов рублей, а в 2014-м уже более 11 миллионов. Остальные 3 миллиона у муниципалов "отъел" ИП "Михно". При этом надо учитывать, что небольшой процент погребенных - это бездомные и неопознанные, но их в общей массе немного.
Итого, относительно белый рынок Соснового Бора можно оценить примерно в 35 миллионов рублей. Это косвенно подтверждают данные информационно-аналитической системы СПАРК-Интерфакс. Выручка от продаж "Эзры" за минусом НДС за 2013 год составила 27,6 миллиона рублей. Остальное, по всей видимости, заработал ИП "Михно" и еще три сторонних магазина ритуальных услуг в Сосновом Бору.
ТЕМНОЕ ДЕЛО
Непрозрачную сторону и теневые финансовые потоки разные эксперты оценивают по-разному. Кто-то говорит об умножении "белой" цифры как минимум вдвое. Основным источником дохода называют "подзахоранивание" к могилам родственников. Согласно федеральному закону место для захоронения выделяется в безусловном порядке каждому в расчете на двух человек. Площадь определяет муниципальное образование. В Сосновом Бору это 5,94 метра. Но скорбящему предлагается прикупить еще место рядом, например, для себя. Цена такой услуги в районе 50 тысяч. Называется договором бронирования, по сути, является торговлей муниципальной собственностью. Кстати, процент подзахоронений в Сосновом Бору колеблется на уровне 17-19% от общего числа.
Второй источник дохода на кладбищах — торговля географическим расположением могилы. Мол, вам определили место на окраине, за лесом... но можно договориться. В плане ценообразования здесь все очень вариативно и зависит от того, откуда и куда перемещается место будущего захоронения.
Из серии "обработки" безутешных родственников: на кладбище существует "прием-предложение" увеличения площади могилы. В Сосновом Бору прирезка 70 сантиметров, по разговорам, стоит порядка 7-9 тысяч рублей.
Для магазинов источником теневого дохода является "левый" товар — гробы, венки, одежда и изготовление памятников. Все, что можно укрыть от налогообложения.
Эксклюзивным для Соснового Бора источником ритуальных денег является бывшее кладбище в деревне Систо-Палкино Ломоносовского района Ленинградской области. Оно живописно и на песке. Здесь хоронят элиту Соснового Бора, а стоимость места доходит до 200 тысяч рублей. Ненаказуемо, если бы кладбище не было бы закрыто для захоронений еще в 90-х. Но там по законодательству разрешено подзахоронение. Деньги на его содержание от муниципального образования до последнего года по конкурсу от муниципалов получала "Эзра". По словам главы МО Дмитрия Пуляевского это нормально, поскольку напрямую муниципалитет финансировать кладбище не может. "По-человечески вы поймите, там лежат тысячи сосновоборцев. Неважно, что это другой район. Если мы уйдем, то там свалка будет. Так нельзя," - эмоционально прокомментировал Пуляевский. В этом году конкурс выиграл ИП "Михно".
МОНОПОЛЬНОЕ ДЕЛО
На ближайшем заседании депутатов Соснового Бора комиссией по ЖКХ из 7 депутатов, либо комиссией по экономике из 13-ти будет принято принципиальное решение, касающееся муниципального предприятия "Эзра". Депутаты рассмотрят решение наблюдательного совета при главе администрации от 9 сентября, в котором избранникам рекомендуют преобразовать "Эзру" в муниципальное бюджетное учреждение. Не вдаваясь в дебри, отличие от предыдущей формы собственности в том, что хоронить, вывозить покойников и обслуживать кладбища "Эзра" сможет без конкурсов и на бюджетные деньги. При этом предлагается оставить за ней право оказывать коммерческие услуги населению. То есть, "Эзра" станет монопольным игроком на рынке, оставив остальным лишь торговлю венками.
Какое решение примут депутаты, предположить трудно, поскольку из 20 человек всего семь "старички". Остальные вновь избранные.
Отметим, что в этом году на наблюдательном совете ставился вопрос о преобразовании в бюджетные учреждения пяти СМУПов: "Теплосети", "Водоканал", "Горкадастр", "Комфорт"(управляющая компания) и "Эзра". По всем, кроме последней, приняты отрицательные решения.
Депутат и глава МО Сосновый Бор Дмитрий Пуляевский горячо прокомментировал: "Государство - эффективный собственник. Забудьте мифы. Во-первых, если это бюджетное предприятие, мы всегда сможем его заставить, например, что-то доделать. Коммерсант же в этой ситуации скажет, что этого не было в конкурсной документации. Частники идут в этот бизнес снимать сливки, в то время как мы проделываем огромную работу по изучению потребностей отрасли вплоть до просчета экологических параметров того или иного места захоронения".
Ему заочно оппонирует депутат Ольга Мартынова: "Похоронный бизнес в Сосновом Бору - это какая-то глыба, какая-то стена. Никто ни о чем не говорит. А идея сделать "Эзру" бюджетной вообще за гранью. И так все не прозрачно, а в таком случае мы даже ее хоздеятельность рассматривать не сможем. Закон о конкуренции должен работать, иначе уйдем в известные времена. Что касается частников, то если они не выполняют работы, то мы им просто не платим".
Чувствуется, что парламентские дебаты еще впереди.
Директор "Эзры" Петр Лимин в разговоре с корреспондентом был убедителен. Он так пресек долгие телефонные беседы журналиста с ним: "Мой день стоит 10 тысяч долларов". Но затем сжалился и пообещал связаться на следующий день, чтобы помочь разобраться в похоронном рынке Соснового Бора. На следующий день Лимин трубку мобильного не снимал. Доллары продолжал экономить.
Предприниматель Игорь Михно, находясь в больнице на процедурах, ответил, что ему мешают работать, а нападение на него связано с его бизнесом.
Эксперт-юрист в области похоронного права Александ Лашер резюмировал спор о государстве и частниках: "Зачем организовывать контору, которая уничтожает конкуренцию? Ведь цель, в том числе и в ритуальном бизнесе, улучшение качества услуг. И потом, если на частника я найду управу, то как разговаривать с людьми, которые видят в тебе лишь назойливую муху и желают лишь "снять" денег?" В заключение Лашер привел хлебную аналогию: "Если сейчас хлеб станет производить один завод, то, как вы думаете, через какое время его качество кардинально снизится?"
В прокуратуре 47news рассказали, что в отношении и "Эзры", и ИП "Михно" в течение 2013-2014 проводились проверки. "Они проводились по обращениям граждан и касались финансово-хозяйственной деятельности", - ответила заместитель Сосновоборского прокурора Дарья Антонова. В её голосе слышалось: "все хороши".
Виктор Смирнов, 47news