Если в Ленобласти Александр Дрозденко перед выборами продолжает сталкиваться с районными микроэлитами, то Александр Худилайнен, являвшийся кандидатом на пост губернатора 47 региона, а ставший главой Карелии, вовсю воюет с элитами столичными, в смысле – петрозаводскими. Пожелание штиля высказал наш коллега Александр Пылаев, работавший в Карелии.
 
Главный вопрос, во многом относящийся и к другим регионам страны, звучит так: почему энергичные губернаторы в богатых по ресурсам краях не добиваются всеми желаемого подъёма?
 
Политическая погода в Карелии известна тем, что уже около 10 лет там не бывает штиля. Причина этого феномена кроется в 90-х годах прошлого века, когда три взаимосвязанных фактора предопределили тамошнюю политическую культуру.
 
Во-первых, это слом советской хозяйственной конструкции, усугубившийся макроэкономическим сбоем. Это привело, например, к утере прежней роли деревопереработчиков-бумажников, во многом цементировавших экономику края - спрос на газетную бумагу заметно упал.
 
Отсюда, во-вторых: не остановленный до сих пор отток населения с 793 тысяч в 1990 году до 634 тысяч в 2014-ом. Из 160 тысяч убывших более 20 тысяч - опытные кадры. Прежняя элита республики была весьма добротной не только по советским, но и, как выяснилось, финским меркам. Укоренению новых элит препятствует уже упомянутый исход лучших.
 
В-третьих, это показательное делегирование Карелией "диссидента" Ельцина на знаменитую XIX партконференцию 1988 года, предопределившую распад Союза и возвышение Бориса Николаевича. Поэтому "примерно-демократический" край неформально получил большую степень правовой свободы, чем "тоталитарные" регионы. К тому же тогдашний карельский лидер Степанов одним из первых поддержал Ельцина во время ГКЧП. Не случайно карельская Шуйская Чупа стала одной из любимых резиденций первого Президента России. На таком фоне взросла новая "элита", прежде всего, "продвинутого" Петрозаводска - проворные кооператоры с претензией на индульгенцию.
 
Правда, следующий глава Карелии Катанандов, сын известного карельского строителя, хоть и поддержал в 1991 году Степанова, но старался держать республику в государственной узде. Недодержал во многом из-за Кондопоги 2006 года. В те годы эксцессы с кавказцами случались не только в Карелии, но пострадал именно Катанандов. Ушёл он, впрочем, спустя 4 года. Неофициальная, она же главная, причина его замены питерцем Нелидовым состояла в конфликте с теми, кто его, возможно, и подставил. С уходом Катанандова постсоветские элиты дозрели до неформального статуса теневой власти.
 
С той поры на общественную арену Карелии взошли две поначалу малозаметные фигуры – в прошлом советский товаровед Алиханов и Попов - сначала оперативник милиции, потом работник торговли, затем политик, осуждённый за вымогательство на выборах и, в конце концов, главный яблочник.
 
А в 2010-м Нелидов начал с "исправления ошибок" предшественника и назначил Алиханова своим замом. Очевидно, последнему было мало и уже хотелось полноты власти. Когда Нелидов напомнил Алиханову о его бэкграунде, тот пошёл на него войной. Не столько эффективной, сколько агрессивной, с пилотным противопоставлением местных — варягам.
 
В мае 2012 года Нелидова, не продержавшегося и двух лет, заменили на Худилайнена, хозяйственника из Ленобласти с тверскими ингерманландскими корнями. Замена произошла тогда, когда Нелидов почти дожал Алиханова. Отставка Нелидова напрямую с войной не связана, зато стала сигналом "городу и миру", мол, антигубернаторских оппозиционеров поддерживает Москва.
 
Но назначение ею "финноугорского", а, значит, почти местного губернатора послужила командой всем сторонам - заканчивайте войну.
 
Закончить не удалось.
 
Осмелевшие под тем же лозунгом "Долой варягов!" взялись и за Худилайнена. Правда, люди Алиханова, утратив бдительность, подставились. В отношении некоторых возбудили уголовные дела. Приближенный к Алиханову вице-мэр Петрозаводска Журавлёв уволился, а вслед за ним и сам Алиханов ушёл с должности вице-спикера регионального парламента.
 
Этим воспользовался главный координатор демократической оппозиции Попов, познавший к тому времени и политтехнологии. Поскольку Худилайнен занялся всей Карелией и не успел детально вникнуть в петрозаводские дела, Попов пролоббировал малоизвестную Ширшину на должность столичного мэра.
 
В такой конфигурации Попов и Алиханов заняты делом - сообща свергают уже третьего губернатора. Но финансовые ресурсы Попова всё же скромней, чем у Алиханова. Поэтому они вместе укрепляют депутатский корпус Петрозаводского горсовета.
 
Довыборы в горсовет пройдут в сентябре.
 
Сами по себе они погоды не сделают, но покажут, куда поворачивается стрелка. В общем, теневая политика карельского разлива, замкнутая на саму себя, продолжает бурлить.
 
Тем временем Петрозаводск деградирует.
 
Прежде всего, интеллектуально. Борьба с "варягами-колониалистами" превратилась в бесплатное круглогодичное шоу, заменяющее страсти по футболу. Кто-то эту борьбу не то чтобы не замечает, но не хочет лишний раз компрометировать Карелию в глазах гостей и инвесторов. Есть и те, кто по-житейски не ищут осложнений: вдруг и правда, Алиханов всесилен, а Попов его технологический пророк.
 
Так что полутеневые группы из 90-х не исчезли.
 
Те из них, которые не заходят далеко за ограничительную линию закона и не мешают "взрослым" олигархам, не просто приспособились к местной конъюнктуре. Они требуют властных полномочий, по крайней мере в Петрозаводске. Больший масштаб им не по зубам, да и не нужен. Или пока не по зубам, но поучителен для тех, кому он нужен.
 
До сих пор примирительные процедуры лишь дискредитировали двух государственных наместников – Катанандова и Нелидова. Они, как и прочие, не были безгрешными, ошибались, но пытались, как могли, привести в порядок элиту Петрозаводска.
 
Но сегодняшняя война с Худилайненом выглядит уже как нелокальный прецедент нажима на Москву.
 
Для реальных успехов Карелии нужен внутриполитический штиль, а не новости, отпугивающие инвесторов. Не будут лишними и инвестиции в обновление элит.
 
Иначе социологи, сочувствующие "оппозиции", по-прежнему, раз в месяц будут отмерять Худилайнену "четыре дня до отставки".
 
Специально для 47news главный редактор журнала "Экспертный союз" Александр Пылаев