Покой досрочно голосующих в Ломоносовском районе в крепких руках. К порядку добавлена справедливость. Вместе они гоняют друг друга по дворам, слепят лазерной указкой, надев чулок на голову. Сойдя с крылечка избирательного участка, 47news заметил приключения.
Если не знать, что в Ломоносовском районе, как и везде, уже 3 сентября началось досрочное голосование, можно этого и не заметить. По крайней мере, точно не по жёлтому зданию администрации, где располагается территориальная избирательная комиссия (ТИК).
Всех входящих встречает плакат на белой стене. "Взятка – сломанная жизнь. Тебе, твоей семье и детям", - гласит он. Никто возле него в воскресенье, 7 сентября, когда там был корреспондент 47news, не останавливается, а ныряет в актовый зал.
"А может, не хочу за них"
Помещение, где волеизъявляются граждане, знавало более именитых посетителей. В нём проходят заседания совета депутатов, а ровно два года назад самого известного главу районной администрации, Евгения Устинова, здесь же лишили власти.
Бюллетени выдают четыре работника комиссии, они сидят в президиуме. Процедура стандартная, но длинная.
Гражданин берёт заявление о досрочном голосовании, экземпляры которого заботливо разложены на столике возле зала.
Заполняет, встаёт в очередь, стоит в ней полчаса. Подаёт сотруднику ТИКа паспорт, тот выдаёт бюллетень. До кабинки для голосования нужно пройти весь зал. По возвращению бюллетень запечатывают в конверт и кладут в картонную коробку.
"Низино сюда, Гостилицы сюда", - кричит член ТИКа в чёрной кофточке. Стрелочек, в какую очередь вставать, нет, потому люди, растягиваясь в колбасную очередь, переспрашивают друг у друга. Толчеи или конфликтов нет. По одному никто не стоит. Да и заходят, в основном, партиями, по четыре-пять человек. Некоторые с детьми. Многие, еще на подступах к администрации, держат готовые заявления о досрочном голосовании.
- Это сказали сохранить? А в Яльгелево как докажем, что были? – шепчет пожилая женщина в серой безрукавке молодому человеку в спортивной курточке.
- Дадут, дадут, - тихо-тихо отвечает ей, видимо, внук. У них в руках сложенные вчетверо листы А4.
Неделю назад 47news как раз писал о схеме с оформлением договоров на агитацию в Ропшинском поселении. За приход на досрочное голосование дают по полторы тысячи рублей.
Ничего необычного – по всей области для агитаторов такса едина.
Для приличия, а не для того чтобы услышать ответ, журналист 47news обращается ко всем выходящим с вопросом, почему они пришли на избирательный участок на неделю раньше.
- Что? Я плохо слышу. Досрочно? Так у меня свадьба в Калининграде, - призналась женщина лет 80-ти в бирюзовом костюме.
Мимо проходят две женщины, у которых пол можно определить только по густо накрашенным ресницам. Откуда-то чувствуется запах пива. Лица собеседниц огромные, круглые, будто состоят из одного отёка.
- У меня мама болеет, у неё гемоглобин низкий, - с вызовом отвечает журналисту та, что в синей джинсовой куртке.
Низкий гемоглобин, как известно, от недостатка мяса и фруктов. Аргумент.
- И что, выздоровеет к 14-му числу и потому вы решили прийти голосовать пораньше? – спрашивает представитель прессы.
- Вы што, не понимаете? Што мне еще делать? – настаивает собеседница. Но вторая, с красными губами, отшатывается на другую сторону и они обе уходят.
Один мужчина выходит из кабинки без бюллетеня. Заметив несоответствие, на него накидывается журналист 47news. Мужчина еле держится на ногах, бормочет: "А я, может, не хочу голосовать, я их всех зачеркнул, они мне все не нравятся". В его бюллетени действительно перечеркнуты все фамилии крест-накрест. Правда, квадратики пустые и бюллетень по-прежнему действителен. Трое, примерно в таких же толстовках, кричат на него: "Слава, давай уже". Слава, невнятно возмущаясь, отдаёт бюллетень в ТИК.
Между порядком и справедливостью
От скуки и от того, что подобная картина за неделю десятки раз описывалась в петербургских СМИ, корреспондент 47news выходит на крыльцо администрации. Показалось, что за всем происходящим на территории перед зданием и внутри пристально следят.
Каждый раз, когда журналист обращался к кому-либо из жителей, на расстоянии трёх метров оказывался худенький молодой человек в сиреневой рубашке. Каждый раз, когда из здания выходила организованная группа людей, парень в сиреневом брался за сотовый телефон.
Корреспондент 47news начал считать.
Перед зданием стояла белая машина с наименованием охранного предприятия "Русское оружие", там сидели двое.
Возле здания стоял человек в форме ГИБДД. Внутри, возле актового зала, человек в форме полиции и человек в форме охранного предприятия "Кордон-С". На скамейке сидел внушительного вида, но улыбчивый молодой человек в чёрной футболке. Плюс парень в сиреневом, представившийся Львом и объяснивший, что он следит за порядком в администрации.
За группой людей, следившей за порядком, следила группа людей из "Справедливой России". Сообщество представляло из себя районного депутата Сергея Сезоненко, который баллотируется по пяти поселениям, его друга Александра и Николая Скапенкова, который баллотируется в Лебяжьем от эсеров же.
Видимо, одни следили за порядком, вторые – за справедливостью.
Все выглядели настолько внушительно, что журналист 47news подумал о необходимости написать сценарий к фильму "Порядок и справедливость под апельсиновым кустом" (апельсиновое дерево - символ района – прим.ред.). Даже почти решился выразить эту мысль и.о. главы администрации района Алексею Кондрашову. Но тот расстроил заявлением, что ни о каком Льве, поддерживающем порядок в районе (или на районе – было плохо слышно), не в курсе.
"Серёга позвал"
Из всей компании выделялся Николай Скапенков. Рослый, 43 года, военный пенсионер, он пришёл следить за справедливостью в спортивном костюме с надписью "Россия" на спине и на груди.
Как позже рассказал он сам, служил в начале нулевых два года в Чечне, участвовал в штурма села Комсомольское. "Это я сплю в танке, рядом граната, чтоб в плен не сдаваться. Это мы летим в Чечню, это мы в Чечне, это мы в окопе. Это мы до зачистки, это мы после зачистки. Это мой автомат. А это, смотри, обмундирование, в нём вот так и топаешь по двадцать километров…", - кандидат в депутаты перелистывает на смартфоне фотографии, перечисляя названия горячих точек Чечни того времени, когда по телевидению было принято о проходящих спецоперациях показывать вскользь.
На одной фотографии мопс Дембель. "Он спирт с нами пил. Щенком ещё к нашей роте прибился, но во время штурма мы его потеряли", - с хохотом рассказывает Скапенков. "А это, смотри, ещё пёсик и котёнок вот. Война, понимаешь, дело такое… они пропали", - перелистывает он фотоальбом.
Сверху к военной пенсии государство добавляет ежемесячно Николаю Скапенкову по 2300 рублей. По 1150 за каждый год за там, что мало показывали здесь.
- Коля, не обидно? – полез корреспондент 47news с женскими размышлениями о жизни не вовремя.
- Родина, хоть она уродина, но моя. Да и бюджет не резиновый. Отстань, не хочу я о войне, - отрезал Николай.
- А в депутаты зачем идёте?
- А меня Серёга вон позвал (Сезоненко – прим.ред.). Говорит, ты же в Лебяженской военной части служил, тебя там знают, вот и иди. Я и пошёл. Эсерам я всегда симпатизировал, - признался новый эсер.
Если повезёт, Скапенков будет депутатствовать в одном совете вместе с единороссом Владимиром Базикаловым. Он тоже служил в Чечне, но в должности замполита. Главным у них будет Дмитрий Полковников, участвовавший в штурме президентского дворца в Грозном.
"Типа нас попалили"
За разговором журналист 47news заметил новую партию людей с бумажками в руках. Один из них признался, что микроавтобусы, их привезшие, стоят за магазином "Верный" в 150 метрах от ТИКа. Захотелось сделать фото. Но выяснилось, что игра под названием "сделать фото" превратилась в последние дни в местную забаву. Автобусы, привезшие людей, останавливаются за квартал от ТИКа. Люди, следящие за порядком, следят за тем, чтобы людей, входящих в автобусы, никто не запечатлил. Электорат, высаженный у одного места, выходил из ТИКа, перешёптываясь: "В том месте, где сказали, через полчаса".
Корреспондент 47news, вспомнив поговорку "слабоумие и отвага", направился фотографировать. Для сохранности пришлось взять в компанию эсеров.
Кандидат Коля рассказывал, как в Чечне проводил разведку. Целью было блокировать радиочастотные волны, чтобы боевики не смогли взорвать бомбу. В Ломоносове цель была почти той же важности, поэтому к магазину "Верный" шли не просто дворами, а зигзагом.
Сначала журналисту показалось, что на белых Mercedes Sprinter висит табличка "АТСОС", но, подойдя ближе, оказалось, что AMCOR. Поболтавшись вокруг бесхозных автомобилей, было решено разделиться. Николай и Александр остались охранять микроавтобусы.
Ход дальнейших событий можно восстановить только с помощью записи с видеорегистратора Chevrolet Blazer, в которой сидели Николай и Александр. Больше они напоминают поиск опасных преступников. Фигурируют люди в капюшонах и постоянный мат.
Итак, два микроавтобуса разъехались в две разные стороны, джип поехал за понравившимся (корреспондент 47news наблюдал погоню на крылечке).
Микроавтобус поехал на заправку, джип поехал в первый попавшийся двор. Переждал там десять минут. Вернулся к "Верному". В этот момент возле магазина одна группа избирателей стояла на улице, вторая сидела. Как только джип подъехал, ребята спортивного вида в курточках с капюшонами начали нервничать и закрывать двери автобуса, дабы посадить уже избирателей и отправить.
Голос за кадром:
- Палево палево … не отзвонился водила … беда. Закрывайся...
- Это залет, просто залет… Номер не прошел, мы не такие тупые оказались…
- И водила не отзвонился…
- Он думал мы там стоим … так, бабушка пошла…
- Сейчас эти начнут отзваниваться, перебазироваться.
- Типа нас попалили...
- А этот ругается, типа кого-то еще не забрали. Типа ради Бога извините. Кого-то еще хотят забрать…
Первый автобус благополучно уехал, но приехал второй и стал сажать в него людей.
Голос за кадром:
- о-о-о-о коллективная посадка людей
В этот момент из появившейся "десятки" в джип начали светить зелёной лазерной указкой, которой обычно сбивают самолёты.
Голос за кадром:
- А вот десятка эта с лучом, вот лазер. Вот он лазером значит…
- Кстати, а это законно, что в глаза светить?...
- Нет, конечно. Можешь в милицию позвонить…
- Але, Серега, а то, что это в глаза светят, это законно, нет?
При этом, водитель надел маску на голову.
Голос за кадром:
- Смотри чувак в маске… понял нет? …в маске!… только я его номера снял
Когда второй микроавтобус начал отъезжать перед джипом выехала та же "десятка" и мешала проезду. Джип вернулся в здание администрации.
Голос за кадром:
- Поехали в этот самый...
- Ну что за ним?
- Серега сказал не надо.
- Клоуны, сразу подрядились... ща пусть по это самое...
- Слышь, поехали уже...
- Снимай, снимай его... Снял его госномер?
- Конечно.
- О, еще одна десятка сзади нарисовалась. Сопровождение. Смотри, как любят нас.
Автобусы, скорее всего, отправились в Ропшу. По крайней мере, люди, на нём приехавшие, признались, что живут Яльгелевском поселении.
Когда в ТИКе подсчитывали голоса и закрывали избирательный участок, экс-председатель комиссии, а ныне член с правом решающего голоса, громко произнёс на весь зал: "Война всё спишет". Говорил он это в шутку и по поводу незначительных деталей.
Кандидат Коля не спорил.
Юлия Гильмшина,
47news