Более года назад Ленинградская область перешла на новую систему организации местного самоуправления. Итоги первого года реформ оценил губернатор региона Валерий Сердюков.


- Валерий Павлович, как вы оцениваете ход реформы МСУ по итогам 2006 года?

- Сегодня можно с уверенностью сказать, что в Ленинградской области переход на новую систему местного самоуправления был своевременным и оправданным. Год назад в регионе все вопросы местного значения были переданы на уровень городских и сельских поселений. Выполнена основная задача реформы – власть стала ближе к людям, и жизненно важные вопросы по обеспечению жителей различными услугами решаются непосредственно на территории каждого поселения. Люди лично знают депутатов, могут прийти к ним со своими проблемами и решить их. Ведь представители местного самоуправления, живут со своими избирателями на одной и той же улице, поэтому им близки и понятны их беды и заботы. Так и задумывалась реформа местного самоуправления, в этом ключе она реализуется. Конечно, мне известно, что в отдельных муниципальных образованиях избранные депутаты не в полной мере работают на территориях, но здесь мы столкнулись с тенденцией очень высокой гражданской активности. Люди, увидев недобросовестную работу своих избранников, несправедливое распределение средств, зачастую проявляют инициативу по отзыву таких депутатов. Им на смену заступают люди знающие и адекватные – вот почему на выборах важно заведомо определиться и отдавать голоса тем, кого знаешь, кто проявил себя на деле, в конкретных поступках, а не «закидал» лозунгами и пустыми обещаниями.


- Вместе с тем для решения насущных проблем требуется соответствующее финансирование.

- Сегодня каждое поселение имеет свой бюджет, поэтому у руководителей муниципальных образований первого уровня появилась заинтересованность в увеличении его доходной части. Это возможность привлекать новых инвесторов, развивать туризм, сельское хозяйство. И эта тенденция будет сохранена и продолжена, исходя из экономического развития Ленинградской области. Своевременная же подготовка налоговыми органами расчетов по налогам, подлежащим уплате в местные бюджеты, а затем своевременное и полное их взыскание при непосредственном участии администраций, позволяет сформировать достаточную финансовую базу для финансирования мероприятий по решению вопросов местного значения. И если в 2006 году все муниципальные образования области были дотационными, то в 2007 году уже 30 поселений стали самодостаточными.


- А что касается тех, кому поддержка все же необходима?

- С созданием муниципалитетов, областная администрация не отправила территории в «автономное плавание». Вместе с государственными полномочиями на первый уровень переданы и значительные финансовые ресурсы. В 2007 году субвенции из областного бюджета муниципальным образованиям всех уровней составят более 14 млрд. рублей. Средства направлены на решение самых актуальных задач: строительство и капитальный ремонт образовательных учреждений и объектов здравоохранения, реконструкцию централизованного водоснабжения, строительство газопровода в отдельных территориях.

Кроме того, в Ленинградской области заработала новая система расходования бюджетных средств, позволяющая направлять средства на социальную защиту, здравоохранение конкретному человеку, оказывать адресную помощь тем, кто в ней нуждается. В регионе активно внедряется механизм бюджетирования, ориентированного на результат. Перед руководителями всех уровней ставятся конкретные задачи по снижению смертности, заболеваемости населения, повышению качества образования и социального обслуживания и т.д. Новая система позволяет сопоставить результаты работы с выделенными финансовыми ресурсами, определить эффективность расходования бюджетных средств не только на уровне региона, но и района, города, муниципалитета.

Сегодня пилотные проекты бюджетирования, ориентированного на результат, эффективно работают в Волхове, Гатчинском, Приозерском, Тосненском, Кингисеппском и Кировском районах. В дальнейшем на подобную схему финансирования будут переведены все территории.


- Каким сегодня должен быть муниципальный чиновник, депутат местного уровня?

- Муниципальный чиновник – это менеджер, умеющий управлять процессами социально-экономического развития, продумывать и предпринимать эффективные меры, улучшающие качество жизни людей. От управленца многое зависит и многое требуется. Я уже говорил про кадры, людей, управляющих территориями, возникающие кое-где проблемы. К счастью, во главе большинства администраций муниципальных образований встали люди опытные и знающие. Мы, в свою очередь, также прилагаем усилия, чтобы на местах руководили действительно профессионалы. В областной администрации регулярно проводятся семинары по наиболее острым, ключевым вопросам деятельности муниципальных служащих. Руководители муниципалитетов обучаются по специальности «Государственное и муниципальное управление» в Северо-Западной Академии Государственной службы. Кроме того, в регионе создана Ассоциация муниципальных образований, где муниципалы обмениваются опытом и наработанными схемами результативных управленческих решений.


Материал предоставлен пресс-центром правительства Ленобласти