В Гатчинском районе 18-летняя Марыся Молева первый и последний раз прыгнула с парашютом. Девушку бросило на 10 тысяч Вольт. Прыжок совершался под эгидой ДОСААФ и за 2200 рублей. За полчаса до трагедии все желающие поучились пару часов.
 
В одном километре от деревни Старые Черницы Гатчинского района в воскресение, 13 июля,  погибла парашютистка. Полтора месяца назад ей исполнилось 18 лет. Петербурженка Марыся Молева в первый и последний раз в жизни поднялась в небо около девяти вечера и уже через пять минут наткнулась на высоковольтные провода. После чего получив удар в 10 тысяч вольт, загорелась.
 
1.jpg Фото перед прыжком
 
47news выяснил обстоятельства произошедшей трагедии. На аэродром под Гатчиной Марыся Молева прибыла в воскресение к 10:00. Компанию ей составлял ее друг - 23-летний Дмитрий Русаков и два его знакомых. Все прыгали впервые. Сами прыжки организует "Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ". Стоимость 2200 рублей в одиночку и 5900 в тандеме с инструктором. Парашют один из самых древних поэтому примитивный - "Д-6". По словам экспертов, слабоуправляемый и без возможности двигаться в горизонтальной плоскости.
 
Около 13:00 подошла очередь молодых людей для инструктажа. Закончили учиться в начале третьего. Необходимо отметить, что прыжки организованны по конвейерному принципу. С 9:00 начинают подъезжать желающие. По мере поступления, их распределяют по группам и в течение трех часов инструктируют.
 
Интересно, что перед прыжком все подписывают бумагу, согласно которой становятся курсантами ДОСААФ и в случае чего претензий не имеют. Именно поэтому в сообщениях правоохранительных органов сообщалось о гибели курсантки.
 
Примерно в 20:45 самолет "L-410" чешского производства (короткий взлет — короткая посадка) поднялся в воздух на высоту 800 метров. Прыгало 16 человек, Марыся была крайней, то есть последней. "Нас выбрасывали в два захода. Я прыгал вторым в первом, Марыся во втором последней. Распределяли по массе. Марыся была самой легкой", - рассказывает Дмитрий Русаков. "Нашу группу высадили очень аккуратно - в поле окруженное лесом. Когда шли к аэродрому встретили людей из второй группы. Те рассказали, что кто-то погиб", - говорит Дмитрий.
 
Вторая группа приземлилась около 21:55 в расчетном месте - на поле в двухстах метрах от опор высоковольтной линии "Ленэнерго". Марысю же отнесло к опорам ЛЭП. Она руками схватилась за провода и закоротила их, получив удар в 10 кВт. Стропы запутались и не дали девушке сразу упасть. Группа удачно приземлившихся видела, как Марыся падала и сразу подбежала к месту происшествия. "Она висела на высоте около шести метров, одежда дымилась. Упала она только через две минуты, когда стропы обгорели", - рассказывает очевидец и начальник штаба аэроклуба Владимир Богатников. Прибывшая бригада "Скорой" констатировала смерть. Полицейские изъяли с места происшествия купол основного парашюта, застрявший на проводах, часть оплавленного шлема, ранец с запасным парашютом и фотоаппарат. Он был прикреплен к руке девушки и работал в режиме записи видео. Сейчас ее изучает Следственный комитет Ленобласти.
 
Сразу после трагедии на место выехал представитель начальника УМВД по Гатчинскому району, следователь и судмедэксперт.
 
Друг Марыси Молевой Дмитрий вспоминает, что пока они ехали на аэродром их преследовали тревожные знаки: "На дороге увидели аварию с накрытым трупом. По радио постоянно звучали песни про смерть — пришлось переключить волну. А перед прыжком Марысе присвоили №13. Все как в кино".
 
Основной версией на данный момент считается ошибка девушки. Якобы она рано открыла основной парашют. "На инструктаже мы учим считать: "521 — 522 — 523". Это соответствует трем секундам. Если человек не открывает за это время парашют, то срабатывает автоматика. В этом конкретном случае девушка открыла купол раньше необходимого. Вкупе с ее малым весом (49 килограмм — ред.) это привело к излишнему планированию. Ее значительно отнесло в сторону", - рассказывает начальник штаба аэроклуба Владимир Богатников.
 
Мать погибшей Марыси Молевой Наталья Тамарина рассказала 47news: “Мне только сказали, что ее снесло ветром. Следователь еще уточнил, что уголовного дела не будет. Я вообще не понимаю, как им разрешают без инструкторов прыгать — это надо запретить”. Наталья рассказала, что Марыся единственный ребенок в семье. "В этом году закончила школу и поступила в Полярную академию на факультет прикладного искусства. Она была человеком творческим, у нее были работы продававшиеся в семейном интернет-магазине", - сквозь слезы говорила мать. Известно также, что Марыся в этом году пробовала поступить в СПбГАТИ (Театральная академия в Петербурге).
 
Руководитель отделения термических поражений НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе  профессор Константин Крылов прокомментировал происшествие: "При поражении током силой 10 тысяч вольт происходит электроожог, моментальная остановка сердца и дыхания. Поскольку, в этом конкретном случае девушка не упала на землю, а оставалась на проводах и закоротила их, то вероятности выжить практически не было. У нас был случай пару лет назад. Тогда молодой человек, парашютист, также упал на провода, но проскользнул между ними, только задев их. Тогда пришлось приложить немало усилия для его спасения".
 
Эксперт и пилот Александр Швыдкий, занимающий должность главного редактора московского авиаресурса "Пилот" прокомментировал гибель девушки: "В авиации все происшествия происходят из-за случайного совпадения неслучайных обстоятельств. Для того, что бы маневрировать парашютом "Д-6" необходим навык. Это под силу только опытным парашютистам. Вообще же он "дубовый", но надежный. Навыка полученного на первичном инструктаже должно быть достаточно для поворота влево-вправо и не более того. Поэтому вряд ли в этом случае у девушки были шансы". В заключение Швыдкий добавил: "Где много летают, там много падают — это закон. Например во Владимирской области есть железнодорожная станция Кержач. Так там регулярно парашютистов снимают с проводов. Аэродром рядом, вот и относит".
 
В ОАО "Ленэнерго" проводят собственное расследование. "Мы направили письма в объединения парашютистов о необходимости профилактики несчастных случаев. Охранная зона вокруг опор ЛЭП по земле составляет по 10 метров в каждую сторону, по высоте в соответствии с высотой опоры. В данном случае 9 метров". На вопрос 47news, есть ли регламент маркировки проводов в яркие цвета для заметности, в пресс-службе ответили отрицательно: "Такой обязанности у нас нет".
 
Все опрошенные эксперты затруднились прямо ответить на вопрос, необходимо ли запретить коммерческие прыжки с парашютом. В целом сводное мнение звучало примерно так: "В СССР инструктировали перед прыжком ненамного дольше. В случае трагедии всегда имеет место совокупность нескольких факторов".
 
Сейчас по факту гибели Марыси Молевой Следственный комитет по Ленинградской области проводит доследственную проверку. "По ее результатам будет принято процессуальное решение и материал будет передан в СК Северо-Западного управления по транспорту", - ответили 47news в следствии.
 
2.jpg Фото перед прыжком
 
P.S. Предыдущий раз трагедия с парашютистом произошла в Тосненском районе Ленинградской области 24 августа 2013 года. В районе деревни Большое Переходное, во время платного прыжка с самолета “Ан-2”, принадлежащего парашютному клубу "Оникс", у 30-летнего мужчины не раскрылся парашют марки "Д-6". Высота падения составила 800 метров. Право прыгнуть с парашютом Станислав Денесюк приобрел на широко разрекламированном скидочном сайте
 
Интересно, что тогда руководитель гатчинского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ  Виктор Глотов в комментарии 47news утверждал, что двухчасовой подготовки, которая практикуется в коммерческих школах, объективно недостаточно.
 
В процессе подготовки нынешнего материала его телефон не отвечал. 
 
Виктор Смирнов,
47news