Трудовой спор на заводе «Форд» во Всеволожском районе исчерпан. В ночь на 1 марта был подписан коллективный договор, который стал яблоком раздора между рабочими и руководством предприятия и даже привел  к забастовке. Таким образом фактически был выполнен ультиматум  работодателя, который, пойдя на уступки, потребовал заключить договор до 1 марта. Но профсоюз завода все равно празднует победу.


Напомним, что активная фаза противостояния профсоюза и руководства автозавода длилась целый месяц. В первых числах февраля стало известно, что 14 февраля рабочие остановят производство и будут бастовать до тех пор, пока их требования не будут выполнены. Загвоздка была в коллективном договоре: до начала февраля профсоюз российской «дочки» американского автомобильного концерна так и не смог договориться с работодателем относительно его условий  на текущий год. Причем переговоры длились несколько месяцев.

По мнению рабочих, в договоре должны быть указаны более выгодные для них условия труда. Претензии к компании были следующие: работодатель не предоставляет работникам ежегодные отпуска, не проводит аттестацию рабочих мест, на заводе отсутствует нормирование труда и приходится трудиться по выходным. В отличие от рабочих, менеджерам зарплату повышают дважды в год, что в профсоюзе называют «дискриминацией». Последней каплей для профсоюза стало то, что в конце января администрация завода отказалась создать примирительную комиссию для урегулирования спора.

Ради предотвращения стачки компания вышла с предложением об увеличении заработной платы, подчеркнув, что оно будет окончательным. Руководство всеволожского «Форда» в своем письме к рабочим пообещало повысить им оклад в зависимости от тарифной сетки от 14% до 20%; предоставить дополнительный день к ежегодному оплачиваемому отпуску для всех работников; ввести единовременное пособие за стаж более 5 лет в размере 10 тысяч рублей; увеличить размер выплаты единовременного пособия по рождению ребенка до 7,5 тысячи рублей. Также работодатель прописал возможность для сотрудников получать беспроцентные денежные ссуды на обучение детей, медицинское обслуживание их и семей. Если бы рабочие согласились на это предложение, новый коллективный договор мог бы вступить в силу с марта.  Но рабочие сочли это «полумерой».

Потом представители компании обратились в Ленинградский областной суд с требованием признать решение рабочих о забастовке незаконным. Суд бастовать запретил. Но рабочие все равно остановили конвейер 13 февраля. Забастовку поддержали немецкие коллеги, пообещав, что «не допустят отправки в Россию ни одной машины», которыми руководство ЗАО «Форд мотор компани» собиралось закрыть возможную  «брешь» в производстве. Во Всеволожский район потянулись политики, приезжавшие в Петербург накануне выборов – Сергей Миронов, Геннадий Зюганов и другие.

Забастовка длилась недолго – всего сутки. В полночь 15 февраля производство возобновило работу, а представители профсоюза и руководства компании вновь сели за стол переговоров.

К 20-м числам февраля работодатель пошел на уступки. Как сообщала пиар-служба компании промежуточные итоги переговоров, кроме перечисленного выше, включали в себя и другие предложения. С 1 марта компания готова была предоставлять компенсации и гарантии работникам, задействованным на сложных участках производства (5-7% доплаты к окладу либо от 6 до 12 дополнительных дней отпуска), гарантировать компенсацию в размере годового оклада тем работникам, которые полностью или частично утратят трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания. Работникам, нуждающимся по медицинскому заключению в переводе на другую работу, работодатель обязался предоставить ее.


Вместе с тем, руководство питерского «Форда» хотело оставить за собой возможность использовать контрактных рабочих, количество которых должно составлять не менее 6 процентов от общего количества сотрудников производственных подразделений. А в «особых» и «чрезвычайных» ситуациях компания собиралась использовать каждого пятого «заемного» рабочего.

Однако даже при этом оставались  пункты, по которым рабочие намеревались продолжать переговоры. Они, по прогнозам профсоюза, могли  продлиться до 2 месяцев. Тем более, что рабочим не нравился ультиматум руководства: мы уступаем, а вы до 1 марта подписываете коллективный трудовой договор.


Однако, в конце концов, так и вышло. Но вопросы все же остались. По словам главы профсоюза «Форда» Алексея Этманова, по тем пунктам  коллективного договора, по которым компромисс не достигнут (в частности, по вопросам нормирования труда), переговоры, возможно, будут продолжены. Главное же то, что забастовка возымела действие: с рабочими «заговорили на равных».

В ЗАО «Форд Мотор Компани» подтверждают факт подписания колдоговора и в ближайшее время обещают рассказать об этом подробнее.