В Ленобласти пропал крупный бизнесмен-негидалец, не спящий по четыре дня. Он улетел в синем вертолете ночью в грозу и с юной спутницей на борту. Исчезнувшего коммерсанта характеризуют диаметрально противоположно, но признают его исключительность. Друзья надеются, что он просто пошутил и сейчас отдыхает в неизвестной точке РФ.

В Ленинградской области в штормовую ночь с 13 на 14 мая 2014 года пропал генеральный директор крупной строительной компании ООО "СУ-310" Артем Васильев. 41-летний бизнесмен в половине двенадцатого ночи вылетел на своем синем вертолете "Eurocopter ЕС-120". Предположительно, в поселок Соловьево Приозерского района. Там находится его загородный дом. В ту ночь порывы ветра достигали 20 метров в секунду, а МЧС объявило штормовое предупреждение. Стартовал бизнесмен с площадки, оборудованной на территории строительного управления своей компании в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Есть мнение, что вместе с ним была молодая спутница. По словам коллег Васильева, сейчас там ведется строительство большого вертолетодрома.

фото1.JPG Артем Васильев

На следующий день, в 15:00, от дежурного специалиста по чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга в Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр поступило сообщение о том, что на территории Ленобласти пропало воздушное судно. В 16:55 в полицию Петербурга обратился друг и заместитель Васильева Андрей Руфин. Сотрудники полиции передали информацию коллегам в Приозерский район области. На данный момент известно, что последний раз мобильный телефон Васильева подавал сигнал в районе деревни Иваново на Приозерском шоссе.

По информации пресс-службы ГУ МЧС по Ленобласти, сейчас к поискам привлечены Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд из Мурино, спасатели из Шлиссельбурга, Приозерска и оперативная группа гарнизона пожарной охраны Всеволожского района.

По словам заместителя федерального агентства "Росавиация" Сергея Извольского, петербургское подразделение которого осуществляет координацию спасательной операции, поиски начались в среду: "Вертолет Ми-8 совершил два вылета и налетал в общей сложности восемь часов. Сегодня, с наступлением светлого времени суток, операция по поиску продолжена. Сейчас собираем информацию по пилоту". Извольский добавил: "Несмотря на уведомительную процедуру вылетов на воздушных судах такого типа, ответственные пилоты всегда предупреждают дежурного о вылете, чего в этом случае не произошло".

В поисках помогают друзья и родственники пропавшего бизнесмена. "Сейчас в небе около десяти вертолетов. Пока известно только, что Артем примчался, запрыгнул в кабину. Потом зажигание и в небо", - ответил на звонок тот самый Андрей Руфин, который сообщил об исчезновении. На вопрос 47news, насколько Васильев опытный пилот, Руфин огрызнулся: "У Артема огромный летный стаж и пилот он отличный. Извините, мне пора, - надо лететь". Разговор происходил на фоне шума винтов.

По словам руководителя проекта "Санитарная Авиация" вертолетного центра "Хели-Драйв" Дмитрия Козырева, пилоты компании и ее клиенты подключились к поискам Васильева уже на следующий день. "Вертолет Васильева — пятиместный "Eurocopter", хорошая машина в своем классе, но предназначенная преимущественно для полетов в дневное время и хороших метеоусловиях. Васильев поднялся в воздух в темноте и в очень плохую погоду — гроза, дождь, сильный ветер. При этом, он не уведомил о взлете наземные службы и не сообщил о пункте своего назначения. Хотя подавляющее количество пилотов это делает в обязательном порядке".

Как рассказал 47news авиационный журналист Андрей Меньшинин, по правилам пилот может не выходить на связь с наземными службами во время полета, если движется в пределах так называемого воздушного пространства "Гольф", где максимальная высота полета не превышает 300 метров. "Существует масса зон, при заходе в которые вертолет обязан выходить на связь. Пролететь через территорию Ленинградской области избегая общения с диспетчерами можно, но это не просто. При этом на борту вертолета установлен радиолокационный ответчик — устройство, автоматически отвечающее на запросы радиолокационных станций с земли. По этим показыванием можно проследить примерный маршрут воздушного судна. Впрочем, устройство можно и принудительно выключить", - сообщил корреспонденту Меньшинин.

Все специалисты едины в мнении, что в случае аварийной ситуации при сильном ударе на борту вертолета должен был сработать аварийный маяк, который выдает в эфир код бедствия "7700", привлекающий внимание всех аварийных служб. Маяк мог не сработать в двух случаях: если вертолет упал в воду (устройство не герметично) и если никакой аварии не было в принципе, а пилот просто захотел скрыться от посторонних глаз.

Впрочем, авиаторы отмечают, что летная репутация пропавшего пилота не придает оптимизма. Якобы, слишком уж часто он игнорировал технику безопасности. Да так, что в словах пилотов мы услышали - "разгильдяйство".

В настоящий момент мобильный телефон Артёма Васильева выключен, автоматический ответчик, установленный в вертолете позывных не передает. Так как аварийный маяк вертолета, автоматически включающийся при сильном ударе, не сработал, эксперты не исключают, что вертолет мог упасть в воды Ладожского озера.

Один из бывших сотрудников Артема Васильева поделился с 47news мнением о нем как о руководителе: "Очень толковый, всегда идет навстречу сотрудникам. Если, например, праздник какой, то за стол садились все — от экскаваторщика до замдиректора. Год назад у него умерла сестра, еще раньше отец — хоронить ездили всем управлением. Хороший мужик, хоть и с закидонами. Надеюсь, найдется".

Известно, что у Артема Васильева два сына, 13-ти и 5 лет и супруга Анна. Правда, недавно он развелся. Интересно, что в свидетельстве о рождении старшего сына указана редкая национальность — негидалец*. По словам собеседников, знающих Васильева, он сам причислял себя к этой народности, хотя родился, учился и получил высшее образование в городе на Неве.

На момент публикации журналисты "Фонтанки.ру" выяснили, что полету Васильева предшествовало дорожное происшествие. Автомобиль "BMWX6" с бизнесменом неадекватно повел себя в дорожном конфликте, а после, с повреждениями, был обнаружен на вертолетной площадке с которой стартовал Васильев.

Эксцентричность пропавшего 47news коротко прокомментировали знакомые бизнесмена: "Чудил много, но пил не сильно", и добавляют: "Мог не спать по четыре дня".

47news связался с близким другом пропавшего Вениамином Шмуклером, на автомобиле которого Васильев передвигался в вечер перед своим исчезновенмем. "Артем - коммерсант от бога. Образование получил уже будучи миллионером. В общении крутоват и резок, но людям в помощи никогда не отказывает. Не делит их по статусам. У него в друзьях и дворники и чиновники". От Шмуклера корреспондент узнал, что полгода назад Васильев уволил водителя: "Машина ему удовольствия не приносит, а вот в небе он ас. Его зарубежные инструкторы им восхищаются. Свои самолеты (у Васильева их два. Один из них - шестиместный бизнес-джет — ред.) он сам часто пилотирует, когда по Европе путешествует". На прощание друг Васильева выразил надежду: "Очень надеюсь, что это его очередная экстравагантная шутка и, сейчас он, например, спокойно отдыхает в Новгороде".

Справка:

Основная компания Артема Васильева, которой он владеет вместе со своей матерью — ООО "СУ 310", зарегистрирована в Приозерском районе Ленинградской области. Ранее ей руководил его отец. Основная сфера деятельности фирмы — проектирование и строительство зданий и капремонт зданий, а главный клиент — ОАО "РЖД". По данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", только в 2013 году "СУ-310" было допущено к 81 железнодорожному конкурсу и выиграло шесть из них, на общую сумму 228 миллионов рублей. Аффилированная компания "Строительное управление 310 - аренда техники", зарегистрированная в Петербурге, имеет на балансе несколько сотен единиц строительной техники.

При этом система "СПАРК-Интерфакс" содержит информацию о двух контрактах с "РЖД", на сумму около 140 миллионов рублей, описание которых полностью отсутствует.

Виктор Смирнов, Артем Шалякин

47news

P.S. ГУ МЧС России по Ленобласти: "По состоянию на 20:50 15 мая 2014 года поисковые работы приостановлены в связи с наступлением тёмного времени суток. Продолжение работ запланировано на 16 мая 2014 года".

*Негидальцы - небольшой тунгусо-манчжурский народ Дальнего Востока. Живут преимущественно в Хабаровском крае в бассейне реки Амгунь (левый приток Амура в его нижнем течении). Компактные поселения негидальцев имеются также в Николаевском районе на Амуре и на озере Удыль. Численность согласно переписи 2002 года — 567 человек, в том числе в Хабаровском крае — 505 чел.