До выборов в Законодательное собрание Ленинградской области остается еще около двух недель. Однако очертания состава будущего ЗакСа начинают проясняться уже сегодня - после целого ряда социологических опросов, которые проводили как сами участники гонки, так и независимые наблюдатели. Результаты можно признать сенсационными. Практически все опросы фиксируют значительный рост рейтинга «Справедливой России» в регионе. По данным социологов, он достиг рекордных 10 процентов. Ноздря в ноздрю с эсерами идет ЛДПР, которая также повысила свой рейтинг за последние недели.
Еще одной сенсацией можно назвать практически замерший на отметке 30 с небольшим процентов рост популярности «Единой России». Заметим, что это ниже общероссийского рейтинга (44%) и существенно не дотягивает до плановых 50. И, наконец, еще один загадочный результат - слава КПРФ угасает на глазах разочарованных избирателей, скатываясь к уровню социологического плинтуса (от 4 до 6 процентов по разным исследованиям).
Такая диспозиция накануне финишного рывка кого-то, наверное, способна вогнать в шок. Однако для большинства политологов загадки тут нет - нынешняя расстановка в целом соответствует качеству проводимой штабами предвыборной кампании.
Рост рейтингов «Справедливой России» прямо пропорционален средствам, вложенным в раскрутку нового политического бренда. Поскольку, как уже писала 47News , в основе развития этого политического объединения в области лежат интересы крупного бизнеса, то и развивается он по законам бизнес-проекта. Причем средств инвесторы не экономят, вкладываются по полной. Только на залог за всех кандидатов-одномандатников ушло почти 13 миллионов рублей. Еще около 30 миллионов потрачено на рекламные щиты, которыми эсэры завесили всю область. Еженедельно штаб «Справедливой» печатает цветную 8-страничную газету, которую раздает целая армия агитаторов. Злые языки утверждают, что в ряде округов задействованы черные технологии, но массового характера они пока не приобрели.
Спалив чудовищные по областным меркам средства, инвесторы проекта определенный результат получили. Только еще вопрос, насколько он будет соответствовать соотношению цена – качество. Большой бизнес к благотворительности в политической сфере не привык. И вложенные средства наверняка захочет вернуть с прибылью в обозримом будущем.
Успех ЛДПР на фоне «большого скачка» эсэров выглядит более предсказуемым. Никаких резких движений предвыборный штаб жириновцев вроде бы не делает. Однако работает активно, напоминая о себе собственному электорату с помощью тех же газет и билбордов. Рост рейтинга партии, вероятно, происходит за счет той части бывших приверженцев «Пенсионеров» и «Родины», которые не купились на посулы «Справедливой России». Что-то, возможно, перепало и от коммунистов, многие приверженцы которых разочарованы вялой работой своих лидеров.
В предвыборных штабах «Единой России» результаты социологических замеров должны были бы вызвать смятение. Может, так и есть, но внешне в стане «медведей» царит безмятежный дух. А зря - исправить ситуацию способна лишь очень активная работа в оставшееся время. Пока же предвыборная кампания единороссов проходит почти незаметно. Это тем более странно, что на кону не только статус партии власти, но и ключевые посты в руководстве областью. С текущими результатами их нетрудно лишиться. В связи с этим любопытен слух, который недавно возник в журналистских кругах. Здесь заговорили, что в правительстве области завелся «перебежчик», который тайно работает на эсэров, и что единороссы якобы все силы бросили на разоблачение «шпиена».
Впрочем, возможно спокойствие единороссов объясняется наличием в загашнике у «партии власти» мощных ресурсов, которые никакой социологией не измерить.
Наконец, большое разочарование наблюдателей вызывают инертные действия коммунистов. Куда подевались пламенные революционеры, раздающие листовки на заводских проходных, где подпольные ячейки и стачечные комитеты? Их нет! А из современных «искр» не то, что пламя революционное не разжечь, ими и штаб-квартиру КПРФ не обогреть. Зря, выходит, старался дедушка Ленин и многомиллионная армия его последователей. Так бездарно растерять свой традиционный электорат, который еще недавно готов был идти за своими лидерами и в огонь, и в воду - могут только… вредители.
Социология – вещь, конечно, весьма условная, особенно в предвыборный период. Можно усомниться в репрезентативности, уповать на явку или рассчитывать на административный ресурс. Одно ясно – сегодня ситуацию еще можно корректировать, через две недели останется только констатировать результат.
Петр Рыдников