В канун 9 мая 17 директоров школ Ломоносовского района Ленобласти заподозрены прокуратурой в хранении боеприпасов в музеях боевой славы. Надзорное ведомство намекает на региональную проверку, взрывотехники уверяют о ее длительности, а руководители общеобразовательных учреждений возмущены.
Прокуратура Ленинградской области к понедельнику, 5 апреля, вынесла предостережение 17-ти директорам средних общеобразовательных школ Ломоносовского района. Смысл надзорного окрика в том, что хранить в школах огнестрельное оружие и боеприпасы нельзя. За очевидным утверждением кроются методы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Речь идет о музеях и красных уголках при школах, в которых хранятся экспонаты времен Великой Отечественной войны. Например, гильзы от артиллерийских снарядов.
В своем предостережении прокуроры ссылаются на Конвенцию о правах ребенка Генассамблеи ООН 1989 года, подписанную СССР. Согласно ей государства участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Надзорный орган особо подчеркивает, что согласно этому документу ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие. Далее упоминается федеральный закон РФ №35 "О противодействии терроризму", который основывается на приоритете мер предупреждения, выявления и последующего устранения причин, способствующих совершению террористических актов. В заключении прокуроры ссылаются на "Закон об оружии" и постановление правительства России "О мерах по регулированию оборота гражданского оружия и патронов к нему".
Столь грозная история свалилась на руководителей учебных учреждений накануне майских праздников.
Началось она 25 апреля нынешнего года с директора Ропшинской школы Светланы Разносчиковой. На данный момент ей инкриминируют административное правонарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия в школе.
ПОЖАРНЫЙ ВИЗИТ
В Ропшинскую школу заместитель прокурора Ломоносовского района Руфат Исхаков приехал в момент отсутствия директора. Та была на районном родительском собрании. Сопровождал надзор инспектор пожарной охраны. Цель визита была проста — проверить накануне праздников, все ли в порядке в школе с безопасностью. В процессе инспекции прокурор зашел в школьный музей.
Помещение представляет из себя три тематические комнаты, наполнение которых понятно из их названий: "Русская изба", "Советский период" и "Зал боевой славы". В последнем Исхаков увидел около двадцати гильз от пулеметных и артиллерийских зарядов. Придирчиво осмотрев каждый, прокурор выбрал четыре особо подозрительных. Немедленно были вызваны директор школы, местный участковый, дежурная бригада МВД, сотрудники МЧС, ФСБ и взрывотехники ОМОН.
Здесь необходимо отметить, что гильзы находятся в музее с 1946 года.
Очевидцы рассказывают, что добиравшиеся два часа по пробкам взрывотехники, после составления акта осмотра "боеприпасов" были особо красноречивы. В акте, который оказался в распоряжении редакции, специалисты отмечают, что гильзы, мягко говоря, безопасны.
БОРЬБА ЗА ГИЛЬЗЫ
В разговоре с 47news Светлана Разносчикова была эмоциональна: "Каждые полгода, перед первым сентября и перед выпускным нас проверяют. Даже кинолог с собакой приходит. В музее есть инвентарная книга, в которой перечислены все экспонаты. Каждый пронумерован и подписан. Военкомат проверяет, поскольку районный союз ветеранов шествует над музеем". Разносчикова также утверждает: "В советское время никто и помыслить не мог, что возникнут такие проблемы, снаряды на грядках находили и несли к нам. Тем не менее, мы уже достаточно давно не принимаем подобные экспонаты, а те, что есть, проверены и перепроверены десятки раз". В заключении директор рассказала 47news, что 30 апреля ей звонил тот самый заместитель прокурора и посоветовал просто выбросить проблемное наследие войны. "Но мы этого делать не собираемся. Будем отстаивать".
Директор средней образовательной школы в Низино Ломоносовского района Ирина Мулоджанова, которая получила пока просто предупреждение, поддерживает коллегу: "Ситуация совершенно непонятная. У нас тоже есть небольшой музей Великой Отечественной — гильзы разные. Прокуратура утверждает, что все это необходимо изучать на предмет боеспособности и взрывоопасности, но как это делать, мы пока смутно представляем".
В прокуратуре Ленинградской области 47news объяснили, что предостережение совершенно обосновано. "В Ропшинской школе хранится огнестрельное оружие и боеприпасы, которые не прошли исследование в экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на боеспособность. Остальным школам вынесено предупреждение". На вопрос корреспондента, означает ли этот прецедент начало тотальной проверки всех школ Ленобласти на предмет хранения в красных уголках боеприпасов, в пресс-службе прокуратуры ответили уклончиво: "Возможно, так и будет. Делайте выводы сами".
По информации 47news, в директорской среде уже распространяются панические настроения: "Может действительно все выбросить, чем в биографии "дело" иметь", - делится впечатлением пожелавший остаться неназванным директор одной из областных школ.
ВАРИАНТ ЭКСПЕРТОВ
Собеседники в экспертно-криминалистическом центре Главка прокомментировали нам возможный процесс изучения всех боеприпасов из школьных музеев: "Никакие гражданские лица не могут перевозить боеприпасы. Полиция, без однозначного понимания безопасности предмета, также не может этого делать. Следовательно, необходим выезд на место эксперта. Далее существуют варианты: либо на месте становится ясно, что это "пустышка", либо необходима транспортировка снаряда или оружия на специально оборудованном транспорте к нам в центр". Полицейские отмечают, что пока о такой проблеме не слышали, в случае же массовой проверки сотрудники предполагают, что каждая школа должна обратиться в территориальный отдел полиции. "По идее, в таком случае это должно быть увязано в какую-то централизованную адресную программу. На данный же момент получается, что предостережение вынесено, а сами предметы не локализованы". Один из экспертов экспертно-криминалистического центра, когда узнал суть вопроса, поделился мнением: "Если зайти в известный Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ в Санкт-Петербурге можно обнаружить массу экспонатов, в которые внесены лишь малые конструктивные изменения. Оружейник средней руки вполне может их устранить. По идее надо прокурорам заняться этим вопросом". На прощание собеседник бодро пошутил: "Если к нам обратятся все школы области, то управимся не быстро".
Виктор Смирнов, 47news