По оценке Тосненских прокуроров, только в пределах их района, на трассе "Россия", 90% рекламных конструкций установлены незаконно. 47news насчитал муниципальный масштаб в миллион евро серого дохода, нашел пути сноса и его обхода.
 
Прокуратура Тосненского района, проинспектировала трассу М-10 "Россия" на своем подведомственном участке - от границы Санкт-Петербурга до Новгородской области. Предмет ревизии — законность установки рекламных конструкция вдоль дорожной артерии. На протяжении 80-ти километров надзирающие зафиксировали 45 сооружений, несущих знание о товарах и услугах в массы.
 
На днях стали известны предварительные итоги прокурорского вояжа. Результат показался 47news несколько неожиданным: 41 рекламная конструкция установлена с нарушениями. Наиболее частые претензии заключаются в отсутствии разрешений на установку, согласований от администрации Тосненского района, федеральной структуры "Севзапуправтодор" и ГУ МВД по СПб и Ленобласти. Также нарушены ГОСТы и трудно идентифицировать собственников.
 
В числе владельцев рекламных конструкций выявлены крупные компании: корпорация “Руан”, аффелированная депутату Государственной Думы от ЛДПР Игорю Ананских, "BV Media", ООО "Гриф", "Elvis". А также мало известные индивидуальные предприниматели. Например, загадочный ИП "Бубнов В.В.", который, согласно данным информационно-аналитической системы "СПАРК", ведет свою крестьянско-фермерскую деятельность в Ставропольском крае на хуторе Васильевский.
 
По данным 47news, на данный момент прокурорам успели ответить две инстанции. Администрация Тосненского района сообщила, что для размещения рекламных конструкций на этом участке трассы было выдано 18 разрешений. Из них лишь 8 действующих по сей день. "Севзапуправтодор", в ведении которого находятся обочины федеральной трассы, был категоричен: на найденные прокурорами конструкции договоров не заключалась. То есть для федеральной структуры их не существует. 
 
Идеальная конструкция
 
47news попытался охватить масштаб проблемы на примере одного Тосненского района и понял насколько все непросто на рынке областных рекламных щитов. 
 
Идеальная конструкция взаимодействия коммерсантов рекламной индустрии и чиновников выглядит следующим образом: организация, желающая поставить билборд, должна сдать пакет документов в администрацию района. В него, в частности, входят учредительные документы фирмы, технический паспорт на конструкцию и согласие собственника земли, на которой планируется возведение. Земля, в свою очередь, может быть нескольких видов: частная (в таком случае требуется договор с собственником), земля поселений, то есть муниципальных образований первого уровня (каковой у них практически не имеется), и землеотводы на трассах регионального и федерального значения (в первом случае договор заключается с местным "Ленавтодором", а во втором - с федеральным "Севзапуправтодором"). 
Существует еще один вид земель, который стоит упомянуть отдельно. Это земля, "государственная собственность на которой не разграничена", то есть не имеет кадастрового плана. Распоряжаться ей имеет право исключительно муниципальное образование второго уровня, то есть районная администрация. В этом случае, компания должна будет заключать договор с самой администрацией района. 
 
После того как необходимые документы рассмотрены и одобрены, районная администрация дает разрешение на строительство рекламной конструкции. Два года назад за него надо было уплатить госпошлину в размере 1200 рублей, в 2013-м году величина выросла до 3000 рублей.
 
В случае, если компания претендует на установку конструкции либо на муниципальной,  либо на районной земле, следующим обязательным шагом становится конкурс или аукцион. Начальная цена лота — это годовая ставка, которую, в последующем, будет платить арендатор. Ставка, в свою очередь, утверждается либо постановлением районной администрации, либо решением совета депутатов. По неподтвержденной в официальных органах информации, ее размер для Тосненского района равен 50 тысячам рублей. Учитывая, что закон о рекламе обязует заключать договор не менее чем на пять лет, то получается 250 тысяч за контракт.
 
Генеральная оценка
 
Примечателен тот факт, что, по данным прокуратуры, с 2006 года в реестре выданных разрешений администрацией Тосненского района, таковых значится всего 100. Арифметика, в таком случае говорит о доходах примерно в 200 тысяч рублей, извлеченных чиновниками из разрешительной деятельности. Какая сумма арендных платежей собрана за восемь лет, по всей видимости, в самой Тосненской администрации не знают. Дело в том, что реестр не полон - зачастую просто нет указаний, до какой даты заключен договор. При этом, по информации 47news, имеют место постоянные неплатежи, смены собственников рекламных конструкций, а также их исчезновение из поля зрения арендодателя в лице администрации. 
 
По мнению экспертов рынка, стоимость размещения рекламы на двух сторонах билборда, расположенного на федеральной трассе вблизи от Санкт-Петербурга, составляет в среднем 40 тысяч рублей в месяц. Необходимо отметить, что при ценообразовании учитывается два генеральных фактора — существующая сложная система скидок рекламным агентствам при оптовой продаже мест и противоположный - при перепродаже места посредником конечному рекламодателю цена порой возрастает до полутора раз. Если предположить, что легальных рекламных конструкций действительно 100, и существуют они как минимум год (по некоторым данным их в десятки раз больше и стоят они не одну пятилетку), то компании-владельцы получили за эти рекламные площади чуть менее 1 миллиона евро.
 
При оценке количества игроков на конкретно взятом районном рынке, эксперты советуют учитывать определенную схему: компания, получившая разрешение на строительство, через некоторое время продает конструкцию некому ООО "Рога и реклама". Затем заключает с ним договор аренды и продолжает продавать рекламные площади. В случае же неизбежно возникающих претензий со стороны администрации района о неплатежах за аренду, чиновникам найти рогатое ООО обычно не удается. По описанному сценарию возникает множество псевдовладельцев, но, по факту, игроков не более 4-5 на весь район. Например, на претензии прокуратуры о наличии на билбордах офисных телефонов, в компании "Руан" невозмутимо отвечают, что занимаются, в частности, изготовлением и установкой рекламных конструкций, не являясь при этом их собственником.
 
Справедливости ради стоит вспомнить о зарплатном фонде и обслуживании конструкций, но и в этом случае доходность бизнеса представляется выше рыночной. 
 
Изменения-2014
 
До конца 2013 года право на распоряжение землей государственной, но не разграниченной, имели администрации поселений внутри районных муниципальных образований. Соответственно, они могли проводить конкурсы и взымать арендную плату. Но в самих поселениях о подобных конкурсах помнят только старожилы. "За 2013 год от аренды с владельцев рекламных конструкций мы получили 110 тысяч рублей. Таких владельцев у нас всего двое", - говорит глава Тельмановского сельского поселения Юрий Кваша. И добавляет: "Своей земли у нас почти нет, все в ведении администрации района". 
 
О проведении конкурсов не слышали также в Красноборском городском поселении. "Все решает администрация района, у нас в поселении конкурсов на размещение рекламы не было". И добавляет: "Некоторые конструкции стоят с начала 2000-х. Чьи они - непонятно". Еще ряд глав поселений Тосненского района не откликнулись на просьбу прокомментировать 47news ситуацию с рекламой на их территории. Скорее пожали плечами.
 
Необходимо отметить, что поселения все-таки были задействованы в процессе подготовки разрешительной документации. Администрация района запрашивала у них информацию о возможности разместить в желаемом месте рекламную конструкцию.
 
С 1 января 2014 года ситуация с получением разрешения на возведения рекламных конструкций в корне изменилась. На данный момент на территории Ленобласти законно нельзя установить ни один билборд.
 
Изменения, внесенные в Федеральный закон N38 "О рекламе" запрещают выдавать разрешения на установку билбордов до согласования субъектом Федерации адресной программы установки рекламных конструкций. По технологии каждый район Ленинградской области должен подготовить такую программу локально и передать в областное правительство. Ответственным за согласование является комитет по печати и связям с общественностью правительства 47-го региона. На данный момент такие программы подали Всеволожский, Гатчинский и Кингисеппский районы. "Выручает то, что не надо ждать остальных. Нашу программу скоро должны одобрить. После этого, в соответствии с законом, выйдет постановление администрации, затем последует публикация в газете и можно работать", - рассказывает, пожелавший остаться неназванным, собеседник во Всеволожской администрации.
 
Отметим, что в Санкт-Петербурге адресная схема размещения уже разослана участникам рынка. После ознакомления предусмотрен механизм внесения в нее изменений. Но, как пояснили 47news, это уже совершенно отдельная бюрократическая процедура.
 
Пропавшие документы
 
В компании "Гриф" интерес 47news восприняли доброжелательно, но малоинформативно: "Да, мы в курсе прокурорской проверки. Сегодня туда должен был ехать наш генеральный директор, но он в командировке", - ответил заместитель гендиректора Алексей Калядин. На вопрос о том, есть ли тревога по поводу предположительного демонтажа конструкций, в том случае если они не попадут в адресную программу 2014 года, топ-менеджер отреагировал спокойно: "Могут, конечно, и демонтировать, но можно ведь и заявку подать на внесение в программу". 
 
"BV media" также не удивились вопросам о надзорной проверке. "Часть документов мы в прокуратуру предоставили (учредительные — ред.), а остальные сейчас восстанавливаем", - ответил исполняющий обязанности генерального директора компании Игорь Михайлов. И пояснил: "Мы пострадали от действий бывшего гендиректора. Когда он принудительно уходил с поста, то просто уничтожил большой массив документов, чтобы прикрыть свои действия по аренде и продаже наших щитов непонятно кому. Теперь мы в процессе судебных тяжб и, в ближайшее время, ситуация вряд ли изменится".
 
В фирме "Руан" с корреспондентом долго не желали иметь ничего общего. Даже разговора. Тем не менее после неоднократных просьб с 47news связался ответственный за развитие Виталий Береснев: "У нас все в порядке. Мы заключаем договора с "Севзапуправтодором" и имеем все разрешения”. Напомним, что эта федеральная структура официально ответила Тосненской прокуратуре об отсутствии у нее каких-либо договоров на проверяемом участке трассы. Вскоре выяснилось почему. "Вообще то, мы работаем с ООО "Автодор", которое готовит нам весь пакет документов от техпаспорта до всех согласований", - рассказал Береснев. 
 
Решение вопроса
 
Корреспондент 47news позвонил в ООО "Автодор" и представился коммерсантом, желающим разместить два билборда на трассе М-10 "Россия" в Тосненском районе. "Мне, для себя. Мы с партнерами тут производство строим" - притворился журналист. Заместитель гендиректора ООО "Автодор" Константин Шаботин, для начала туманно пояснил, что его компания выиграла у "Севзапуправтодора" подряд на надзор за некоторыми федеральными трассами в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Но предупредил: "Сейчас, до подписания адресной программы, даже с нашими возможностями администрация не даст разрешение. Документ в правительстве, неизвестно какие аппетиты и у кого будут после утверждения". Журналист-коммерсант обещал подумать и перезвонить. 
Что и сделал через некоторое время, уже вооружившись диктофоном. На настойчивые просьбы все-таки помочь с решением вопроса, собеседник предложил оригинальный выход: "Есть вариант. Мы можем поставить на повороте к вашему предприятию стелу как на заправках. Никто не придерется — ни УФАС, ни прокуратура, только нельзя номер телефона указывать и сайт". Проникнувшийся "коммерсант" спросил, какой высоты можно сделать такую конструкцию. "Мы делали восьмиметровую. Цена вопроса от 300 тысяч до 1 миллиона рублей". В заключении мы спросили не накажет ли нас на деньги и снос владелец землеотвода в лице "Севзапуправтодора". Ответ был лаконичен: "Уж насчет этого не волнуйтесь".
 
Снос возможен
 
Как прокомментировал 47news чиновник в одной из районных администраций, несмотря на всю путаницу с зонами ответственности, контроль за размножающимися билбордами вполне возможен и лежит в зоне ответственности администраций поселений и районов: "Любой районный комитет по благоустройству и архитектуре обязан отслеживать и реагировать на появление конструкций без должного разрешения".
 
И озвучил варианты: "Первый - участковый может наложить на компанию-владельца административный штраф. Второй - администрация поселения также может воспользоваться административным кодексом и оштрафовать. При этом штрафы значительные, от 500 тысяч до миллиона. Но пока я о таком не слышал. Третий вариант - это принудительный демонтаж. С прошлого года поправки в закон о рекламе нам это позволяют. Другое дело, что эти поправки входят в противоречие с Гражданским кодексом — правом на частную собственность. Если саму конструкцию, увезенную на склад, еще можно вернуть, то с проникновением на чужой земельный участок, впоследствии могут возникнуть юридические проблемы".
 
P.S. На протяжении всего дня 47news пытался получить комментарии у главы муниципального образования Тоснеского района Сергея Баранова и главы администрации Владимира Дернова. В случае с Барановым корреспонденту даже удалось озвучить тему публикации. После этого, сославшись на важное совещание, глава МО попрощался и больше мобильные телефоны чиновников не отвечали.
 
Виктор Смирнов,
47news