На фоне проблем на крупнейшем автомобильном заводе Ford власти Ленобласти изучают, где еще расположить подобные производства. На неделю чиновники съездят в Германию и Нидерланды посмотреть, как там организованы кластеры. На теорию для экономического комитета вице-губернатора Дмитрия Ялова не жалко и двух с половиной миллионов.
К самому молодому и инновационному вице-губернатору Ленобласти Дмитрию Ялову может крепко привязаться, обогнавший уже понятие "нано", термин "кластер". Если его предшественник Григорий Двас чаще именовался инвестиционным и упирал на появлении в Ленобласти техно-парков, то Дмитрий Анатольевич с самого начала своего государственного пути сосредоточился на создании "объединения нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами". Это и есть кластер, если по-заморскому. Что в переводе обозначает скопление.
Как выяснил 47news, для создания на территории 47 региона автопромышленных кластеров, Ялов готов зайти так далеко, как никто до него. Если конкретнее — уехать в Германию и Нидерданды.
По данным 47news, комитет экономического развития и инвестиционной деятельности объявил конкурс на оказание услуг "по организации и проведению мероприятий по получению дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации и стажировки за пределами территории Российской Федерации для специалистов из Ленинградской области". Тема мероприятий: "Региональная кластерная политика Германии и Нидерландов. Опыт создания и функционирования индустриальных парков, технопарков и научно-технологических центров".
Судя по технической документации, на обучение в Европу отправятся 14 специалистов экономического комитета. Какая компания станет организатором тура, выяснится 5 мая. Срок обучения — 8 дней. Из регионального бюджета на эти цели будет выделен 1 млн 368 тысяч рублей.
С учетом того, что Дмитрий Ялов в последнее время делает упор на развитие автопромышленного кластера, родственники отправляющихся на обучение на прощальный вопрос: "Что тебе привести из Германии?", могут смело отвечать: "Привези мне магнитик BMW”.
Наверняка, напутствует своего заместителя и губернатор Александр Дрозденко. Областным экономистам, скорее всего, будет дано разведческое задание подсмотреть у западных коллег нюансы, да такие, чтобы не только догнать их. Очевидно, что первые результаты поездки будут опробированы в Гатчинском районе. Именно там в конце марта, будучи на выставке в Париже зампред экономического комитета Максим Кисельников, обещал создать испытательный центр (в перспективе, конечно).
Для участников выездного тренинга организуют девять встреч с представителями европейских кластерных центров. Правда, экскурсия именно по автомобильному кластеру пройдет всего один раз — в немецком городе Ахен (разрабатываются автомобильные моторы и электротехника с программным обеспечением).
Помимо этого, областные экономисты встретятся с представителями кластерного агентства и кластерного центра здравоохранения земли Северный Рейн-Вестфалия (считается центром автомобильной промышленности и высокотехнологичной медицины Германии, там расположено 20 ведущих медучреждений), посетят комплекс научно-технологических центров в немецком городе Мюнстер (это инновационный научно-исследовательский центр, специализирующийся в области биотехнологий, нанотехнологий и медицинской техники, химический парк компании "Evonika", технологический центр "Triple Z"). В Нидерландах областные специалисты посетят бизнес-парк "Avantis" и технопарк "YesDelft" (о последних трех предприятиях в русскоязычном интернете информации нет).
Специалистам расскажут, как создавать кластерные центры, где искать финансирование для них, координировать деятельность входящих в кластеры организаций, создавать технокварталы, организовывать химические производства, развивать с помощью техноцентров депрессивные кварталы.
Из бытовых условий: жить участники будут в трехзвездочной гостинице, каждый — в одноместном номере. От аэропорта до гостиницы, от гостиницы до места проведения стажировки отвезут - привезут. Тем, кто не знает немецкого и английского, все сказанное переведут — для этого к группе экономистов будут приставлены переводчики. Потерявшимся и заблудившимся в незнакомой местности укажут правильный путь — к группе будет приставлен представитель подрядчика. Всем тем, кому могут не поверить родственники или начальники относительно их местопребывания, выдадут сертификат о повышении квалификации.
Где, кроме Гатчинского района, будут создаваться различного рода кластеры, пока неизвестно. Возможно, это решится после проведения исследования на тему "Анализ возможностей по локализации автокомпонентов на территории Ленинградской области". На работу будет выделен из регионального бюджета миллион рублей, заказчиком является тоже комитет экономического развития. За один месяц будет проведен анализ существующего положения автомобилестроения в Ленобласти, создана база данных по планам локализации автосборочных предприятий.
Возможно, после возвращения из Европы, областные экономисты решат создать собственное производство, хотя бы автомобильное. Особенно с учетом того, что сейчас в списке предприятий автомобильного кластера сугубо западные предприятия.
Исследований на тему того, как спасти не будущие, а ныне существующие предприятия (на фоне сокращений на заводе Ford) 47news не обнаружил.
Правда, с учетом сегодняшней внешнеполитической ситуации, связанной с последними событиями по присоединению Крыма, все может измениться. Так, полицейским уже запретили отдыхать за родиной. Пока планы о том, чтобы заказать чиновникам набираться опыта за рубежом, не озвучиваются, однако в связи со скоростью изменения геополитической карты, таковые могут появиться в любой момент.
Справка:
Кластер автомобильной промышленности формируется на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Сегодня здесь действуют восемь автосборочных предприятий: "Форд-Соллерс" и "Катерпиллар Тосно" — в Ленинградской области, "Дженерал Моторз Авто", "МАН Трак энд Бас", "Ниссан Мотор Рус", "Скания Питер", Toyota и Huindai Motor — в Санкт-Петербурге.
В Ленинградской области помимо автозавода "Форд-Соллерс" работает более 20 компаний-производителей автокомплектующих. Так, в Ломоносовском районе прописалась американская компания "Теннеко Аутомотив" (производство выхлопных систем и систем стабилизации для автомобилей). В Лужском районе – хорватско-французский завод по производству автокомпонетнов из пластика – "Форесия АДП". Во Всеволожске функционирует испанский завод по производству штампованных деталей для автомобилей "Гестамп Северсталь Всеволожск". В Кингисеппском районе итало-швейцарский "МВ Евродиск" занимается производством стальных штампованных автомобильных дисков, действует южно-корейское производство комплектующих для автомобильных тормозных систем "YURA Corporation Rus", работает завод по производству резинотехнических комплектующих для автомобилей – "ХОРС – Силикон".
47news не будет против, если эту справку вставят в будущий "Анализ возможностей по локализации автокомпонентов на территории Ленинградской области".
Юлия Гильмшина,
47news