В саморегулирующей организации "Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга" (СПАР) состоялось обсуждение профильным бизнес-сообществом сложившейся практики транспортировки бытовых отходов.
Как сообщили корреспонденту 47news в пресс-службе Северо-Западного Зеленого Креста, в обсуждении приняли участие руководители всех зарегистрированных в Петербурге саморегулируемых организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления, директора транспортных организаций, представители общественных природоохранных организаций, специалисты и эксперты в области обращения с отходами. На совещании был единогласно подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании. Теперь руководящим органом организаций, присоединившихся к Меморандуму, будет Совет директоров региональных СРО в сфере обращения с отходами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Председателем Совета директоров избран член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Леонид Вайсберг.
В состав объединения региональных саморегулирующих организаций, работающих в области вывоза и переработки отходов, вступили СРО НП "Межрегиональное объединение операторов по обращению с отходами", СРО НП операторов по обращению с отходами "СОЮЗ ЭКОЛОГОВ СЕВЕРО-ЗАПАДА", СРО НП "Межрегиональный экологический совет операторов по обращению с отходами", СРО "Санкт-Петербургская Ассоциация Рециклинга", СРО НП "1-ое Товарищество по охране окружающей среды".
На совещании руководителей отрасли было выработано единое мнение о том, что существующая практика очистки города от бытовых отходов имеет ряд серьезных недостатков.
Примерно 25% средств, собираемых у населения города жилищными управляющими компаниями на сбор, транспортировку и размещение твердых бытовых отходов остатется в управляющих компаниях и ТСЖ и расходуются не по целевому назначению. Это обстоятельство значительно снижает качество услуг транспортных организаций в сфере обращения с отходами, незаконно создает условия для обогащения "жилищников" путем урезания тарифов за транспортировку отходов в их пользу.
Власть старается обеспечить административным усилием объемы переработки отходов на МПБО-2, где тарифы почти в 3 раза выше, чем размещение на полигоне. Ресурсной утилизации на заводе нет, и при использовании существующих там технологий никогда не будет. На заводе МПБО-2 извлекается незначительная часть вторичных ресурсов, а основная масса отходов перерабатывается в так называемый "компост", который затем вывозится на полигон "Новосёлки". Но власть вынуждает перевозчиков отходов возить их на завод и тратить в три раза больше, нежели при вывозе на полигоны.
Транспортные предприятия постоянно жалуются на препоны чиновников из Управления по обращению с отходами при выдаче пропусков на грузовой транспорт для проезда по Санкт-Петербургу. В Управлении не составлен и не утвержден реестр компаний перевозчиков и транспорта, поэтому выдача пропусков является с позиции чиновника субъективным регулятором рынка. То же самое получается и при выдаче пропусков на проезд по дорогам Ленобласти в период их весеннего закрытия. Совершенно очевидно, что там, где решения "пускать или запрещать" остаются на усмотрении чиновников, там расцветает коррупционная составляющая.
На взгляд участников совещания, бизнес хотел бы получить от государства четкие правила работы.
Оздоровит обстановку и вытеснит демпинг обязательное членство перевозчиков в СРО. Здесь работают стандарты и правила в сфере обращения с отходами и через коллективную ответственность СРО можно влиять на качество работы транспортного предприятия.
Пора также скорректировать правила проведения тендеров на удаление отходов с обозначением нижнего предела торгов, чтобы убрать угрозу демпинга от недобросовестных перевозчиков. При достижении такого предела отбор должен проводиться по дополнительным критериям (репутация, качество техники, качество услуг, рекомендации и тому подобное).
Наконец, власть могла бы начать строительство новых полигонов или мусороперерабатывающих заводов в количестве не менее шести, с применением наиболее экологичной и современной технологии, так как уже сейчас Санкт-Петербург испытывает нехватку мест размещения отходов.
Давно назрела необходимость плату жильцов за обращение с отходами передавать напрямую на объекты размещения ТБО (полигоны, заводы переработки). Таким образом, перевозчики будут лишены возможности экономить на размещении отходов на несанкционированных свалках и загрязнять окружающую среду и будут вынуждены довозить отходы до конечного пункта приёмки.