Посёлок Морозовка Всеволожского района рискует изменить предвыборную картину Ленобласти. Жители получат в один день не только депутатов, но и главу исполнительной и законодательной власти. Если бы это была военная операция, она бы шла под кодовым названием "Буря Чирко". Муниципальная прямота противоречит идеям Суворовского, 67.
Муниципальные выборы, которые пройдут в Ленобласти 14 сентября 2014 года, внезапно могут пойти по не запланированному политтехнологами и политсоветниками сценарию. Двигателем областного самоуправления, как водится, станет Всеволожский район, конкретнее — Морозовское городское поселение.
КОНТРАКТ С НАРОДОМ
Как стало известно 47news, министерство юстиции в течение последнего времени рассматривает изменения в Устав Морозовского городского поселения, которые были приняты местным парламентом в сентябре прошлого года.
Кратко поправки похожи на марксистский смысл: призрак муниципальной независимости бродит по Ленобласти.
В соответствии с изменениями, должность главы муниципального образования Морозовки является выборной, срок службы - пять лет. Выбирает население всеобщим тайным голосованием по мажоритарной системе. Нюанс заключается в том, что помимо руководства законодательной ветвью власти свежеизбранный глава возглавляет и исполнительную, то есть местную администрацию. Трудовая книжка и зарплата будет находиться по второму месту работы, а первая станет безвозмездной.
В классической для Ленобласти схеме, напомним, глава муниципального образования избирается из числа местных депутатов, которые победили на всеобщих выборах. Затем уже совет депутатов нанимает по контракту главу администрации, который в реальности и обладает всей полнотой власти.
Жители Морозовки теперь будут сами решать, кому отвечать за их территорию. Для этого во время выборов им выдадут отдельный бюллетень со спискам пожелавших стать кандидатами. Глава, избираемый по такой системе, не обязан выбираться депутатом, однако будет входить в совет в качестве дополнительной единицы.
Такой руководитель станет самой независимой от внешних и внутренних обстоятельств фигурой — снять его сможет только народ, а не, как сейчас, совет депутатов.
ЛЕГИТИМНОСТЬ БЕЗ КОЛЛЕГ
Выгода при таком подходе выявляется после детального рассмотрения внутреннего устройства формирования совета депутатов. Не секрет, что несмотря на необходимость каждому бороться за себя, в спор вступают командами. При этом, как правило ведёт её, в первую очередь финансово, человек, планирующий возглавить парламент и стать главой муниципального образования.
Тому же главе Морозовки Денису Захарову, рейтинг которого в поселении высок, выгодней баллотироваться одному, чем рассчитывать на потенциальных коллег, тем более вкладывать в них. Особенно при понимании изменчивости человеческой натуры, когда договорённости о будущей поддержке исчезают после появления на фоне более сильного игрока.
В случае любого, экономического или политического конфликта, глава-народный избранник будет указывать на свою легитимность, а не оглядываться на мнение коллег. Дескать, не вы меня, а люди, взяли на работу, не вам и снимать. Тем самым он избавится от давления и непредсказуемости со стороны остальных.
И региональной, и районной власти такого человека останется только терпеть, даже если они будут его считать самым не подходящим для такой должности. Обязательства главы, избранного на плебесците, возникнут исключительно перед избирателями, по крайней мере, рычагов для давления со стороны коллег и групп влияния станет в разы меньше.
С другой стороны, получится избежать конфликта, когда народ избирает через депутатов главу, а тот обязан передать все хозяйственные полномочия какому-то совершенно неизвестному людям человеку. И нести ответственность за его поступки он не может, даже влиять на принятые им решения.
Гражданам формула прямых выборов может показаться интересной в связи с тем, что создастся реальная возможность ставить на пост руководителя человека, которому они доверяют, а не того, кого выберут парламентарии, пусть и тоже имеющие народную поддержку. Потенциальный возврат к советской формуле "каждая кухарка может управлять государством" связан прежде всего с наличием многочисленных скандалов, участниками в которых были главы администраций, назначенные по контракту. Стоит вспомнить, к примеру, главу администрации Токсово Леонида Колесника или главу администрации Луги Юрия Хиля. Первого неоднократно пытались снять с должности, а ушел он только после того, как было возбуждено уголовное дело, а бездействие второго возмущало даже губернатора, но реальных рычагов убрать его с поста не нашлось.
ПРЯМОЙ ОПЫТ
С точки зрения сидящих на Суворовском, 67 идея проведения прямых выборов вряд ли покажется заманчивой. Даже с учётом того, что в конце декабря 2013 года президент Владимир Путин несколько раз заявлял о том, что нужно развивать сильную, независимую, финансово состоятельную власть на местах.
В кулуарах областного правительства считается, что губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко не прочь пойти на выборы, естественно, в случае, если так решит Владимир Путин. В качестве важного аргумента необходимости провести губернаторские выборы сейчас — удачный момент для легитимизации власти. Глава региона при таком раскладе становится не просто руководителем, которого когда-то выбрал из трёх претендентов президент, а имеющим всенародное доверие чиновником.
Однако если смотреть из Дома правительства на муниципальный уровень, самостийность местных чиновников сомнительна, ведь в таком случае мечты хотя бы о частичном подчинении власти на местах претворятся в жизнь вряд ли. Напомним, Александр Дрозденко в идеале хотел бы влиять на назначение и снятие глав администраций с должности. С ним солидарны и некоторые его коллеги, например, как губернатор Московской области Андрей Воробьёв.
Для полноты картины стоит вспомнить, что опыт прямых выборов в Ленобласти существует — в Колтушском и Новодевяткинском поселениях Всеволожского района. В 2009 году на прямых выборах победил Эдуард Чирко (в Колтушах), в 2010 году Дмитрий Майоров (в Новодевяткино), и они одновременно заняли и посты глав администраций. Оба считались самыми неоднозначными личностями и, что самое неприятное для центральной власти — неуправляемыми. Решения обоих в градостроительной и социальной отраслях вызывают раздраженте у ряда представителей региональной администрации. К примеру, волнение вызвала недавняя попытка построить Дом культуры в Новодевяткино за счёт местных строительных компаний.
На фоне этого опыта пугающим может выглядеть даже теоретическая возможность того, что в случае, если Минюст окончательно признает поправки к морозовскому уставу, единичные случаи будут распространены широко - на все 196 муниципальных образования, в которых будут проводиться избирательные кампании.
Пока о подобном никто не заявлял.
До выборов 6 месяцев и 7 дней.
Юлия Гильмшина, 47news