Впервые за два года областной ЗакС превратился в место для дискуссии. Предметом для обсуждения стал Крым. Хотя инструментов поддержки бывшей союзной республики у депутатов нет, дискуссия заполнила весь зал и смотрелась со стороны.

Лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев взбудоражил сознание коллег. В среду, 26 февраля, он направил в адрес спикера Законодательного Собрания Сергея Бебенина письмо с просьбой разобрать вопрос, чем может областной парламент помочь Украине и, в частности — крымскому городу Севастополю.

Уже два дня над государственными зданиями Крыма водружены российские флаги, а Россия заявляет о готовности рассмотреть вопрос о присоединении территории полуострова к нашей стране. По мысли Лебедева, как минимум в бывшую союзную республику может быть отправлена делегация от областного ЗакСа. Цель — защитить российских граждан и помочь братскому украинскому народу.

Эта инициатива вызвала эмоциональную реакцию со стороны депутатов. Обычно несловоохотливые даже в моменты, когда дело касается распределения бюджетных средств, парламентарии начали спорить друг с другом. На некоторое время по накалу страстей парламент стал похож на Верховную Раду, которая за последнюю неделю успела законодательно изменить страну настолько, что она осталась без президента Виктора Януковича. Микрофоны практически у всех засветились зелёным, так что сидящий в президиуме вице-спикер Алексей Белоус задался вопросом, всем ли давать слово.

Депутаты разделились на две группы. Одни рьяно поддерживали бывшего сотрудника уголовного розыска Лебедева, который призывал поддержать жителей Крыма: "Вот у моего коллеги Юрия Олейника там родня, он там вырос, и много общих знакомых там. Депутаты Госдумы уже находятся в Симферополе. Не думаю, что депутаты Госдумы дурнее нас".

Другие были за экс-губернатора и сенатора единоросса Вадима Густова, который убеждал их в том, что сейчас не лучшее время ехать в Крым. В качестве аргумента он высказывал мнение, что поскольку никакого официального приглашения от украинской стороны не поступало, потому навязываться глупо. "Ехать туда ни в коем случае нельзя. Вся структура власти в стране разрушена. Я, может, больше всех вас могу рассуждать об Украине, у меня там два сына, точнее, две невестки оттуда. Но это уже чужая страна", - говорил Густов, заодно заставив задуматься коллег о том, нет ли у него, действительно, ещё двух не известных никому сыновей.

У всех тут же нашлись родственники и знакомые, живущие на Украине, а также причины, по которым нужно защищать чужую страну. Из-за украинской смены власти перешли на личности и заговорили о том, кто на что способен в этой жизни.

"Мы привыкли всю жизнь находиться рядом, по всем вопросам смотреть из-за угла и не высовываться. Не надо всю Украину в одну кошёлочку класть, Севастополь — город российской воинской славы, а сегодня туда военная техника из боевых частей вошла, прямо в центр города. Украинские флаги сняты, вместо них — российские, о чём мы говорим? Давайте вспомним, что как законодательный орган мы можем всё. Начиная от официальной бумаги, которую сможем подготовить, до другой помощи. Ждать — проще простого. Надо уже с чего-то начинать, а не смотреть со стороны", - произнёс ЛДПР-овец Юрий Олейник, быть может, самую долгую речь за время депутатства.

На этот день он превратился в самого активного парламентария, подходил к коллегам со словами "Поедем в Крым?". В перерыве многие соглашались.
"Я не привык сидеть и ждать чьих-то призывов, кто там кого пригласит", - коротко поддержал однопартийца сидящий слева от него Андрей Лебедев. Он тоже говорил искренне и с напором, хотя родственников на Украине у него нет.

Некоторые находили повод тут же взгрустнуть и обидеться на коллег. "Ваши заявления меня повергли в уныние. Ближе страны, чем Украина и Белоруссия, у нас нет. Важно поддержать наших сограждан, почему это Густов считает, что они сами должны разбираться, неправильно это", - высказался депутат от "Справедливой России" Михаил Вивсяный, который выступает на заседаниях крайне редко.

Белоус не успевал нажимать на кнопки. Самым активным оказался ряд, на котором сидят Лебедев с Олейником. Единоросс и владелец "Синявинской птицефабрики" Никита Мельников, сидящий там же, заявил в том плане, что Украина теперь независимое государство, хотим мы того или нет. "Наше вмешательство неправомерно. Мы получили то, что получили. Приходится с этим смириться. У меня, кстати, бабушка в Севастополе похоронена", - почти прокричал с трибуны он.

"Мы должны потребовать от президента чёткой позиции на этот счёт", - настойчиво заявила сидящая в ряду пониже коммунистка Регина Илларионова. Примерно в этот момент пресс-служба главы государства опубликовало позицию президента по другому поводу, еще более затрагивающую Илларионову — о назначении Вадима Потомского и.о. губернатора Орловской области.

Обсуждая вопрос в таком духе в течение как минимум получаса, народные избранники так и не решили, чем именно могут поддержать соседа по СНГ, кроме как морально. Тем более что даже в рамках одной фракции депутаты высказывали различные мнения по данному вопросу. "Имперские замашки и шапкозакидательство надо оставить в сторону. Получается, что депутаты ЗакСа предлагают оторвать кусок чужой территории", - сказал эсер и борец за права пролетариев Алексей Этманов. Его мнение отличалось от лебедевского, а вот костюмы у них были почти одинаковые, тёмно-синие в крупную клеточку.

Областное правительство в лице первого вице-губернатора Константина Патраева своей позиции не прояснило. Наверное, потому, что прямого вопроса ему никто не задавал.

Дискуссия закончилась резко, практически на полуслове Белоус объявил об окончании. Решать, ехать или не ехать, каждый депутат теперь может самостоятельно.

Юлия Гильмшина, 47news