За прошедший год на федеральных трассах Ленобласти погибли 36 пешеходов. Первое место по аварийности в России. Только за последние три дня погибли восемь человек. Зачастую виной этому служит отсутствие переходов. Обыватель винит в бездействии ГИБДД. Как выяснил 47news, крайняя в этой истории не полиция, а статистика бывает разная.
На протяжении 674 километра федеральной трассы "Россия", в районе Ям-Ижоры, существуют два пешеходных перехода. Отличаются они по двум параметрам. Один оборудован светофором и освещен, другой нет. За прошедший год на нем погибли три человека. Сотрудники первой отдельной роты ГИБДД знают это лучше других. Полицейские давно начали добиваться того, чтобы ответственное за федеральные трассы ведомство - "Севзапуправтодор" - исправило ситуацию. После многочисленных обращений и предоставления аварийной статистики вышеуказанное учреждение пообещало исправить ситуацию к марту 2014 года.
Число погибших на трассах Ленобласти только за последние три дня составило восемь человек, среди них мать с ребёнком. Пострадало за этот же период с десяток. Первенство держит, как всегда, "Скандинавия".
По данным межрегионального центра "За безопасность российских дорог", Ленинградская область занимает первое место в Российской Федерации по аварийности. Так, за 11 месяцев 2013 года произошло 901 ДТП, при этом погибло 155 человек, ранено 1 214 человек. Ближайший "конкурент" отстает почти в два раза: в Кировской области за тот же период погибли 78 человек, ранены 756.
По словам сотрудников ГИБДД, наличие нерегулируемых переходов это фактор, который на практике негативно связан с недавними поправками в Кодекс административных правонарушений. С 1 сентября 2013 года утратил силу пункт 1 статьи 12.9 КОАП "Превышение установленной скорости движения", который гласил, что превышение скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час наказывается штрафом. С осени прошлого года отметка скорости, при которой наступает ответственность, начинается с превышения в 20км/ч. Как известно, в населенных пунктах планка составляет 60 км/ч. Следовательно, по населенным пунктам водитель может ненаказуемо ехать со скоростью 80 км/ч. Максимум, что ему грозит, это устное замечание инспектора, что иронично и бесполезно.
По мнению сотрудников ГИБДД, психологически, находясь на трассе, водитель "разгоняется" и притормаживать, въезжая в поселение, подсознательно не желает. Если вспомнить, что трассы в Ленобласти пересекают значительное количество населенных пунктов, то причины, по совокупности факторов, становятся понятны.
По мнению многих водителей и пешеходов, ответственность за отсутствие переходов и знаков лежит всецело на ГИБДД. В представлении обывателя для того, чтобы, например, поставить на трассе явно необходимый знак или оборудовать переход, инспекторам достаточно вооружиться молотком и краской и немедленно выехать на место. Тем более, что это в интересах самих сотрудников ГИБДД, поскольку отчетность никто не отменял, а все проблемные точки они прекрасно знают. Поэтому многолетние "мертвые", в прямом смысле слова, места остаются для граждан непонятными.
47news выяснил, что всё несколько сложнее, так как между пониманием необходимости и физическим обустройством, например, пешеходного перехода, проходит в среднем один год.
Как пояснили 47news в ГИБДД, процедура начинается с того, что полицейские в районе определяют точку аварийности. Собирают статистику, готовят обоснование. После этого направляют данные в "Севзапуправтодор" и параллельно в свое Управление. В лучшем случае, через 2-3 месяца чиновники соглашаются с ГИБДД (если соглашаются). Далее "Севзапуправтодор" должен внести работы в свой бюджет (простой знак стоит 800 рублей плюс установка). Немного, но финансовая культура требует отдельных планов и резолюций. По факту на "изготовление", а проще говоря на бюрократические согласования внутри этой федеральной структуры, уходит не менее двух месяцев. Далее знак надо изготовить. Сама штамповка занимает минуты, а проход заявки - еще месяца два.
Если же дело касается не просто знака, перехода, светофора, а еще и освещения, то период проектной подготовки может занять около двух лет.
47news спросил представителя "Севзапуправтодора", в чём причина столь длительного согласования вещей, кажется, не из области космического приборостроения.
Помощник руководителя ведомства Юрий Князев ответил развернуто, но проблематику обозначил нечаянно:
-Управление ГИБДД или его подразделения - отдельные роты, батальоны, районные отделы - ведут собственный анализ статистических данных по ДТП, в то время как "Севзапуправтодор" ведет учёт и анализ ДТП на автомобильных дорогах согласно правилам от 1998 года. Важно отметить, что методики значительно отличаются, что приводит к различным результатам в процессе выявления аварийно-опасных участков автодорог.
Не менее интересным редакции показался такой нюанс: по словам Князева, "Севзапуправтодор" принимает обращения от различных структур и граждан со всевозможными требованиями и просьбами. И обращения структур ГИБДД рассматриваются в общем порядке. Редакции стало сложно представить, сколько нужно ждать установки знака, предположим, группе простых граждан без погон.
В заключение Юрий Князев сообщил, что обустройство того или иного участка трассы, необходимого для безопасного движения, занимает от нескольких дней до двух лет в зависимости от сложности работ.
47news показалось, что такой хронологический люфт, облаченный в бюрократическую оболочку, помогает спокойно реагировать на претензии, вне зависимости от того, кто их озвучивает.
По данным ГИБДД, за 11 месяцев 2013 года в Ленинградской области на трассе "Санкт-Петербур г- Псков" произошло 16 наездов на пешеходов, из них пятеро погибли. На трассе "Скандинавия" произошло 14 наездов, семь со смертельным исходом. На трассе "Нарва" сбитых пешеходов 14, четверо погибли. На трассе "Кола" скончались 12 человек в 25 ДТП с пешеходами. На трассе "Россия" сбито 14 человек, восемь погибших.
Соотвественно, на кладбищах вырыли 36 могил.
По сравнению с 2012 годом, увеличение количества смертей отмечается на трассах "Кола" и "Россия". По количеству раненых рост на трассе "Санкт-Петербург - Псков". В подавляющем большинстве случаев гибель происходила либо на не оборудованных светофором переходах, либо в зоне отсутствия такового.
Редакция напоминает о самых опасных отрезках пути:
"Россия" - 598, 673, 674 км.
"Нарва" - 63, 77 км.
"Кола" - 109, 121, 146 км.
"СПб - Псков" - 32, 33, 49 км.
"Скандинавия" - 122 км
Виктор Смирнов, 47news