Профсоюзное движение в Ленинградской области после долгой спячки дало о себе знать событиями на заводе "Антолин". История сопровождалась привлечением силовых органов и громкими упреками. 47News изучил закон и выяснил, что Трудовой Кодекс говорит без истерики, а дело заключается "в принципе".

Уволенные во время последней акции протеста сотрудники завода "Антолин" по требованию прокуратуры восстановлены в должности. Возвращению сотрудников на рабочие места предшествовала череда событий. Одна сторона называет их забастовками, оппоненты работников в лице администрации завода — действиями направленными на дестабилизацию работы предприятия.

47News постарался оставить за рамками эмоции и взглянуть на ситуацию с точки зрения фактов и юриспруденции.

История волнений на "Антолине" началась с момента создания в феврале 2013 года на ООО"Группа Антолин Санкт-Петербург" первичной профсоюзной организации работников. Участвовали шестеро. После этого активисты развили бурную деятельность.

По данным 47News, уже 6 апреля в профсоюзе состояли 115 из 272 работников организации, то есть 42% трудящихся. Для дальнейшего развития событий эта цифра имеет принципиальное значение. Дело в том, что согласно Трудовому кодексу РФ, в случаях, когда ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, на общем собрании путем голосования может быть избран представительный орган, которому работники делегируют процесс общения с работодателем. Если и в этом случае представительный орган не набирает более половины голосов, Трудовой Кодекс(ТК) предоставляет возможность договориться. Общее собрание может выбрать ту первичную организацию, которой доверяет. Даже несмотря на то, что в ней состоит менее половины сотрудников.

Такая попытка имела место быть 24 октября. Версии сторон на дальнейшие события разнятся, но факт остается. Оппонирующие стороны не договорились по вопросу итогов голосования. То есть профсоюз "Антолина", по прежнему не смог представлять интересы всех сотрудников завода.

Но, ТК РФ, по всей видимости писали очень гуманные люди. В вышеописанном случае есть варианты. Та первичная профсоюзная организация, которая уже существует на предприятии, имеет право утвердить какое-либо решение(например о забастовке), собрав подписи более половины работников. Эта попытка также предпринималась на многострадальном заводе. И вновь помешали разночтения. Представители профсоюза 15 октября собрали 54 подписи "за". Как и во время предыдущих подсчетов, сыграли роль мнения в списочном составе сотрудников. По мнению администрации, рабочие собрали 22% от всех голосов, по мнению протестующих — более 50%.

То есть, стороны опять оказались на старте.

Трудовой кодекс и в этом случае предлагает вариант. Часть вторая статьи 398 ТК РФ предусматривает примирительные процедур и гласит: "Примирительные процедуры подразумевает рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже". Здесь важно отметить, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией ТК РФ считает обязательным этапом конфликта.

Также, каждая из сторон, в любой момент после начала этого процесса имеет право обратиться в Государственную трудовую инспекцию для привлечения чиновников к решению спора. Это вариант, хоть и в несколько спорной по процедуре форме, был опробован на "Антолине". После окончания первой акции протеста, стороны договорились, что соберутся в спокойной обстановке и рассмотрят претензии друг друга.

Не вышло.

На этот раз мнения были несовместимы. Забастовщики требовали повышения зарплаты, которое работодателя категорически не устраивала. Далее последовала новая акция, которую работники назвали забастовкой, а администрация и Госинспекция по труду угрозой здоровью и жизни. Администрация апеллировала к определению: "Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора".

Работники призвали к действию и вышли в погрузочно-разгрузочную зону с целью блокировать движение товара. Инспекция труда тогда приняла сторону предприятия и не признала форму протеста забастовкой. Далее последовали жесткие действия по увольнению 19 человек из числа протестующих, которые прокуратура в дальнейшем признала незаконным, вызов ОМОНА, нарядов полиции, приезд прокуратуры и больших начальников. Естественно внимание СМИ было приковано к этому чудесному аттракциону со всей возможной медийной силой.

Опрошенные 47News эксперты, которые были ознакомлены редакцией с канвой событий, были единодушны во мнении, что нормы Трудового Кодекса в этой ситуации не были превалирующим фактором: "Процедуры ТК РФ не зря подробно прописаны. При желании договориться, это не столь сложно сделать. По всей видимости, здесь имеет место быть принципиальное не желание уступать друг другу" - заключил один из собеседников.

Виктор Смирнов, 47News