Вице-губернатор Ленобласти по строительству Георгий Богачев поддержал недавно стартовавший проект особых мнений, начатый губернатором Дрозденко. В своем репортаже он вспомнил 90-е, посчитал, сколько миллиардов не пошло на областные автобаны и перечислил карьерных игроков. По мнению Богачева, прикрываясь Конституцией, они превращают ситуацию с дорогами в абсурд.
В минувшую пятницу, 18 октября, я участвовал в совещании, посвящённом разработчикам карьеров.Мы с Александром Юрьевичем пытались убедить их чинить 758 километров дорог, разрушающихся из-за того, что щебень и песок вывозятся на тяжеловозах.
Не поверите, но я давно не испытывал такого сильного чувства дежавю. Тринадцать лет назад в этом же 401-ом кабинете на Суворовском была такая же встреча. Столики в том же порядке стояли, только старые. Я сидел по другую сторону - в зале, а не в президиуме. Руководил тогда "Гранит-Кузнечным", был молодым 30-летним директором и чувствовал себя очень важным. Валерий Павлович собрал карьерщиков и ругал (в этом месте правильней было бы поставить слово "дрючил") за то, что они (тогда я говорил "мы") плохо и мало платят налогов.
Помню, несмотря на собственную важность, мне было страшно.
Все мы, собравшиеся в зале, прошли 90-е. У меня в памяти те времена, когда мы (те, кто чуть позже стали называться ЛСР), только пришли на предприятие в 5-ти тысячном посёлке Кузнечное Приозерского района. Врезалось в память: в посёлке исчезли голуби – говорили, что люди съели их всех, когда месяцами не получали зарплату. Ни одного голубя не было, клянусь.
И мы действительно оптимизировали, как могли, налог на прибыль. Правда, исключительно для того, чтобы вложить соптимизированные средства в "Белазы", дробилки и прочее нужное железо.
И я увидел, что за почти полтора десятка лет в этом зале почти ничего не поменялось. Также первым за трибуну вышел Сиражудин Магомедов, генеральный директор ЗАО "Гавриловское карьероуправление" (тогда, правда, его на русский манер называли Сергей Магомедович). В пятницу он рассказывал, что ремонтирует дороги рядом с разрабатываемым карьером. А тогда, в 2000-ом, он делился опытом, как строит дома для своих сотрудников и занимается социальными программами.
Также, как тогда, все сидели и тихо его ненавидели. И молчали.
Не поменялись ни фамилии руководителей компаний, ни их собственники. Ну, разве что ЛСР приобрела за это время несколько карьеров, которыми, вместе с "Рудасом", руководит теперь мой давний товарищ и депутат Василий Кострица.
Это значит – система стабильна уже много лет.
Это значит, что все эти люди стали старше и мудрее.
Это значит, что их компании и они сами стали за это время существенно богаче.
Утолив голод того времени, когда, наверное, все голодали, пора, наконец, подумать о том, что вокруг тебя.
Я сидел и размышлял: в зале находятся полтора десятка человек, которые десятилетиями занимаются этим бизнесом. И конкретно от них зависит, будут ли дальше разрушаться дороги, по которым везут их щебень и песок.
Они могут завтра дать своим экскаваторщикам команду не грузить больше 30 тонн в одну машину. А если все-таки грузят, то могут себе позволить давать деньги на ремонт.
Приведу цифры.
Возьмём Каменногорское городское поселение Выборгского района. Здесь расположено несколько карьеров, на которых добывается не менее 6 миллионов кубометров щебня в год. Без учёта доставки до Питера, один кубометр продаётся в среднем за 800 рублей. Итого там генерируется 5 миллиардов рублей выручки. Прибыль составляет от 800 миллионов до 1 миллиарда рублей в год. Если они отдадут хотя бы 10% от прибыли (или 2% от выручки) на ремонт дорог, в Каменногорске будут автобаны не хуже немецких.
Двумя крупнейшими карьерами, входящими в группу "Ленстройматериалы", управляют, директор "Каменногорского карьероуправления" Анатолий Черноморец и директор "Каменногорского комбината нерудных материалов" Юрий Дорож. Это местная элита, депутаты, уважаемые и обеспеченные люди. Это люди, которые реально рулят в Каменногорске, и должны относиться к нему как к собственному дому. Например, как это делают Магомедов с Кострицей.
Вместо этого мы слышим о двух главных принципах:
Первый – "это не моё". Не мой транспорт возит песок, дороги не мои, а областные, город не мой. Раз не моё, то я тут не причем, отстаньте от меня.
Второй принцип – "мне положено". Мне положено, чтоб дорога была без ям, чтоб ремонтировали мой дом, чтобы помойку на обочине убирали. Мне положено это Конституцией. Потому чините-ка дорогу сами.
Или вот господин Дорож на совещании нам посоветовал получше контролировать грузовики, которые ездят по областным дорогам. Это удивительный маразм: я буду нарушать, а вы меня ловите.
Театр абсурда какой-то.
Хочется сказать в ответ: если это не твоё, не качай права. Занимайся своим в своём коттедже или особняке. И не лезь в недра, которые по факту тоже не твои.
Если не согласен бросить бизнес, начни с малого: пусть каждый возьмёт на себя обязательство следить за отгружаемыми машинами и не позволять вывозить сверх нормы песок и щебень. Тогда не будет колейности, ям и колдобин. Если уж допустил, поделись нажитым – отремонтируй.
Профессор Преображенский говорил "Разруха не в сортирах, разруха в головах". Пока каждый будет Швондером в собственном доме, никакие механизмы контроля результата не принесут, и мы с места не сдвинемся.
Я знаю, что это не глас вопиющего в пустыне.
После прошлого разговора карьерщики стали платить налоги.
И сейчас справимся. Мне теперь не страшно.
Вице-губернатор Ленинградской области по строительству Георгий Богачёв,
специально для 47News