Областное правительство придумало, как заставить частный бизнес латать ямы. Разработчикам крупных карьеров предложено оплатить трёхмиллиардный ремонт дорог. Предприниматели считают подход искажённым: как если металлургов обвинять в убийствах произведёнными ножами.

Дорожники Ленинградской области поставили ультиматум пользователям карьеров, располагающимся на территории региона. Они сопоставили маршруты перевозки песка и щебня, тоннаж грузовиков и точки ям и колдобин. Вышло, что недропользователи виноваты в разрушении дорожного полотна.

Как объяснил в пятницу, 18 октября, на совещании губернатор Александр Дрозденко, в последние годы тарифы на перевозку сыпучих грузов по железной дороге вырос в несколько десятков раз, потому перевозчики отдают предпочтение автомобильному транспорту. За год таким образом вывозится порядка 30 миллионов кубометров нерудных материалов. Ситуация усугубляется за счёт интенсивного строительства новых дорог и расширения старых, развития портовой зоны и появления новой атомной электростанции. Для крупных перевозок используются грузовики с общей массой более 40 тонн, а на это региональные дороги не рассчитаны.

Чиновники подсчитали оборот крупных карьеров и выяснили, что он составляет примерно 20 миллиардов рублей. Цифры дали повод решить, что бизнесмены могут себе позволить возместить ущерб от своей деятельности.

Были приведены и другие данные: песок и щебень возят в основном по 60 региональным дорогам, общая их протяжённость — 758 километров. Из общей протяженности используемых маршрутов 344 километра находятся в аварийном состоянии. При средней стоимости текущего ремонта в 9 миллионов рублей за 1 километр, на приведение этих участков дорог в нормативное состояние необходимо около 3 миллиардов рублей.

"Наш дорожный фонд составляет 7,5 миллиардов рублей на следующий год. Даже при такой большой сумме мы не сможем поддерживать все дороги региона в нормативном состоянии. Без капитальных ремонтов дороги не смогут выдержать нагрузки, сам пирог дорог не выдержит", - сказал Дрозденко.

Больше всего от чрезмерной нагрузки страдают автодороги "Санкт-Петербург – Колтуши", "Санкт-Петербург – Морье", "Парголово – Огоньки", "Санкт-Петербург – Матокса", "Санкт-Петербург – Ручьи", "Санкт-Петербург – Кировск", "Санкт-Петербург – Запорожское – Приозерск". Суммарно на текущий ремонт различных участков этих дорог за последние 5 лет потрачено около 1,25 млрд рублей.

В Выборгском районе располагается больше всего карьеров — 17: карьер Эркиля, Гавриловское, Гаврилово, Гаврилово-II, Гранитный, Киркинское, Сысоевский, Петровский, Островский, Вуокса, Пруды-Моховое-Вяскинское, Возрождение, Вещево, Желанное, Воронцовское, Приветнинское, Первомайское.

Председатель комитета по дорожному хозяйству Алексей Львов привёл в пример карьер Гаврилово, где добываются гранитный щебень и песок. На ремонт дорог, ведущих к карьеру, из регионального бюджета ушло 465 миллионов рублей.

Дрозденко считает, что возлагать ответственность за разрушающиеся дороги надо "на самих перевозчиков, потому что они отсыпают песок в грузовики". Впрочем, как пояснил потом вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв, есть и другая причина — перевозчиков не не найти, потому что "это фантомы".

В результате Богачёв и Дрозденко предложили разработчикам карьеров три варианта решения проблемы. Во-первых, создать регионального оператора с системой "ГЛОНАСС", который будет отслеживать в реальном режиме, какие машины и с каким весом отъехали от карьера, будет собирать фиксированную плату за перевес.

Во-вторых, недропользователи могут взять участки дорог, которые ведут к карьерам, в аренду за символическую плату в один рубль, а затем компенсировать в бюджет затраты на ремонт. Тариф предлагается установить на уровне 115 рублей за 1 кубометр вывезенного песка или щебня, что в итоге соберёт искомые 3 миллиарда рублей.

В-третьих, правительство Ленобласти готово закрыть все карьеры и запретить на них разработку. "В России есть известная пословица про дураков и дороги. Вот под дураками понимают нас, чиновников, и настало время эту ситуацию побороть", - настоятельно потребовал губернатор.

"Вы видели, что мы ведём строительные войны в последнее время. Все, кто пытался их у нас выиграть, судиться, получили отлуп", - пригрозил чуть позже Дрозденко. "Вы все хулиганите. Вы понимаете, что нарушаете закон, а всё равно нарушаете", - высказался вице-губернатор Георгий Богачёв.

В качестве положительного примера было представлено ЗАО "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад", генеральным директором которого является депутат Законодательного собрания Ленинградской области Василий Кострица. Он долго и по-депутатски пламенно говорил о том, что его компания ремонтирует дороги, на которых работает. Его поддержал генеральный директор ЗАО "Гавриловское карьероуправление" Сиражудин Магомедов, который также долго говорил примерно о том же.

"Кто везёт, на том и едут. Мы вот выставили для честных автолюбителей пост, а по обочинам выстраиваются машины, которые обходят его. Если мы всем миром не займёмся порядком в своём доме, у нас ничего не выйдет", - пропагандировал депутат-единоросс Олег Петров.

Единственный, кто попытался отстоять право оставить всё как есть, был директор "Каменногорского комбината нерудных материалов" Юрий Дорож. Он заявил, что власти должны сами разобраться с тем, чтобы не пускать на дороги тяжелогрузы. "Это тоже самое, что сказать: бандиты используют ножи при убийствах, а виноваты в этом металлурги", - сказал Дорож.

Дрозденко с Богачёвым на этом переглянулись. "Вы ставите вопрос так, что хата не моя", - ответил на это Дрозденко. "Лучший контролёр — это совесть", - подытожил Богачёв.

Несмотря на то, что на совещание были приглашены порядка сорока руководителей крупных карьеров, больше никто из них не выразил желания спорить с чиновниками или предлагать свои методы решения проблемы.

Молчание было ответом скорей всего по одной причине: чтобы воплотить все предложенные варианты в жизнь, областному правительству надо внести изменения в законодательство, в том числе — на региональном уровне. А эта процедура, как известно, может занять годы.

Юлия Гильмшина, 47News