Впервые полицейским Петербурга и Ленобласти запретили произносить определенные слова в беседах с гражданами. Указание не касается секретов или ругательств. С языка органов пытаются снять коррупционные слова.

Авторы документа даже обещание "договоримся" толкуют как намек на взятку. Интрига же в третьем томе Свода законов Российской Империи. Но не этим штабное рвение смущает копов. В новой антикоррупционной версии есть нехорошее "и т.д.". 47News вспомнил о советском навозе и предсказывает эффект морской пехоты США.

НАУЧНЫЙ МОЗГ

Впервые запретительный приказ слова и жестов появился в войсках США в 1994 году. В нем перечислялись даже выражения лица военнослужащего, которые могли восприниматься как сексуальное домогательство.

На днях во все районные подразделения полиции Петербурга пришла похожая бумага. Под ней стоит подпись заместителя начальника ГУ МВД Николая Рогового. 47News выяснил, что на стол генералу документ лег из центрального аппарата, а в МВД он попал от министерства труда и социальной защиты РФ. Внутри обнаружены опасные слова-признаки. От них и страдают россияне.

Если US - замполиты работали в стиле шершавого языка плаката, типа "грудь морпеха - не повод для дискуссий", то отечественные изобретатели одним лишь заголовком забили в мозг целевой аудитории 34 слова. Дочитать стоит: "Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки".

Начинается текст не с цитирования российских лидеров нации. Фундаментально: "Во исполнение конвенций ООН, Конвенции экономического сотрудничества, рекомендаций Совета Европы...". Внимание начинает покидать, далее всего на двух листах кратко перечисляются нормативные акты, начиная с Федерального закона России №97 "О внесении изменений в УК...", до тонкостей комментариев Административного кодекса. Гипноз.

Наконец, внизу третьей страницы составители перечисляют кары на паре листов. После идут комплексы мер в виде советов устраивать учебно-практические семинары и тренинги (вот бы попасть туда). Именно на них полицейские установят научное понятие взятки.

ВЕРБАЛЬНЫЙ СВОД

Неожиданно, для монументального закрепления материала рекомендована древнее право: "Изучить исторические материалы по вышеуказанным вопросам, изложенным в Своде законов Российской Империи (Том III)". Ирония по поводу записи в Публичную библиотеку, оценивается как саботаж.

Правда, с восьмой страницы стартуют жизненные указания. Перечислен ряд тем, запрещенный в обсуждениях с посторонними: "низкий уровень зарплаты", "желание приобрести то или иное имущество", "необходимость поступления детей в образовательные учреждения". В растерянности участковые, имеющие детей и эти учреждения на вверенной им территории.

По мнению 47News, в катехизис антикоррупционера вкралась опасная недоговоренность. Так, там прописано, что "запрещено регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей". Однако, не раскрыто понятие регулярности. Лазейка.

И наконец, оглашен запрет на конкретные выражения: "Обсудить слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и указать на необходимость воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами. К числу таких выражений относятся: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб не намажешь", "договоримся", "нужны более веские аргументы", "нужно обсудить параметры", "ну что делать будем?" и т.д.".

Наши собеседники в полиции готовы пойти на вербальные уступки, но обескуражены "и т.д.". Петербургские копы не понимают, могут ли они теперь говорить при посторонних: "я хочу есть", "вам/мне нужно подумать". Непонятно им, как ныне будет восприниматься позитивные месседжи: "я счастлив", "ты не купишь офицера за сто тысяч рублей". Можно ли переходить на иностранные языки, употребляя арабское слово "бакшиш", тоже не ясно.

КАБИНЕТНЫЙ НАВОЗ

Иногда идиллия советской традиции возвращается. В конце 70-х годов сельхозтруженикам Ленинградской области в официальных беседах было заказано произносить слово "навоз". Заменять его было надо на термин "органика местного производства".

Заключительной нотой Минтруда стал последний абзац: "Оборудовать места предоставления государственных услуг средствами, позволяющими избежать проявлений поведения, которое может восприниматься как предложение дачи взятки". По мнению одного из наших собеседников в ГУ МВД, лучшей профилактикой соблазна во исполнении данного тезиса, явится "недопущение граждан в кабинеты полиции вообще".

Что касается предполагаемого эффекта от рацпредложения, то, американским мужикам из Морской пехоты США те гендерные наставления не помогли.

Евгений Вышенков, 47News