Стрельба по пассажирским перевозчикам Ленобласти достигли уровня, за которым уже следует трагедия. Сегодня в регионе два мира маршруточников: в одном действуют законы, в другом — правила игры прошлого. Вице-губернатор Юрий Пахомовский требует применять крайние меры к солдатам автобусных войн.
Маршруточные войны в конце прошлой недели заставили задуматься о безопасности пассажиров общественного транспорта Ленинградской области.
За два дня из пневматического оружия были обстреляны 23 автобуса, обслуживающие маршрут К-401 "Санкт-Петербург - Сосновый Бор". Серьёзно никто не пострадал, но среди водителей и среди пассажиров есть пострадавшие.
Другой инцидент не стал известен прессе и, как следствие, обществу. В конце июля был обстрелян из пневматического пистолета "Икарус", перевозивший пенсионеров из одного пикалёвского садоводства в другое. Автобус лишился четырёх стёкол, пассажиры — здоровья легкой тяжести и нервов.
Правительство и полиция экстренно заверили население, что разберутся в ситуации и проследят за её неповторением. Собеседники 47News в бизнес-кругах уверены: слова и поручения не поменяют заржавевшую конструкцию, которую из себя представляет рынок автоперевозок Ленобласти.
В 47 регионе нет казённого транспортного учреждения, которое бы на исключительной основе возило пассажиров. С одной стороны, демократия в рамках колёсного права, с другой — государство не может требовать. Единственное, что позволено правительству региона — это регламентировать общие правила игры. Для того, чтобы получить доступ к праву собирать плату за проезд и выдавать билеты, компании должны пройти процедуру аукциона.
В лотах как правило заложена концепция беспроигрышности: компания-перевозчик получает в пакете рентабельные и нерентабельные маршруты. Вторые идут довеском, первые — бонусом. Разыгрывание любых маршрутов на конкурсах проходит в манере подкованной потасовки, с привлечением судебных и антимонопольных инстанций.
От обилия игроков и массы претендентов рынок перегревается. В этом ключе естественным выглядит напор от компаний, под которым проводятся аукционы на право участия в маршрутных перевозках. Главное в драке - победить, то есть выиграть конкурс любой ценой.
После подписания официальных бумаг начинается реальная жизнь. В пример можно привести ситуацию, поводом для которой, по данным 47News, и стала перестрелка: администрация Ленобласти разорвала договор с компанией "СНИП" и перезаключила с "АТП Барс-2".
Как рассказывают источники в региональном правительстве, главной претензией к компании "СНИП" было отсутствие достаточного количества автобусов для перевозки пассажиров. Грубо говоря, на бумаге фирма заявляла об идеальном состоянии техники - в принадлежащих ей автобусах должны были быть даже кондиционеры. В реальности же не было и нормального.
Далее схему можно описать уже не применительно к какой-либо конкретной компании: нанимаются субподрядчики, которым выдаются путевые маршрутные листы и якобы заключаются договора о взятии автобусов в аренду. Арифметика проста: с каждой машины компания получает около 10 тысяч рублей ежедневно. Если умножить эту сумму на количество автомобилей (68) и количество дней в году (365), прибыль может дойти до 250 миллионов рублей в год на самом среднем маршруте.
Даже на Сицилии авторитетный Дон произнес бы: "Это бизнес". (Читай - наше дело).
Возмущаться, что автобусы не подходят под нормативы, указанные в конкурсной документации, могут разве что пассажиры. Основным клиентам, к примеру, сниповского маршрута № 401, - рабочим, едущим из Петербурга на строительство ЛАЭС-2, заниматься этим недосуг и не слишком выгодно — могут и пешком заставить идти. Отдельным чиновникам, знающим суть процесса, разрушать схему и считать, кто сколько кому передаёт, тяжело — вдруг на её конце окажется кто-то не чужой.
По оценке источника 47News, в одной из крупнейших областных компаний-перевозчиков, по такой схеме организована работа примерно третьей части автобусных маршрутов региона.
Сложности и нервности добавляет то, что субподрядчиками становятся не тихие лицензированные компании, а стихийно организованные фирмы, водителями и владельцами которых являются приезжие из Азии. Таким субподрядчикам не интересно ни соблюдать правила дорожного движения, ни перевозить льготников.
Помимо правил перевозок, субподрядчикам с понятной внешностью неинтересно главное — соблюдать официальные правила игры. Легче создаются собственные: укоренившаяся на маршруте компания-субподрядчик не уходит с него даже в том случае, если администрация перезаключает договор с другим перевозчиком. Сколько будет субподрядных машин на маршруте, зависит не от необходимости, а от сложившейся практики.
Убеждение происходит стандартным методом — сначала уговорами с понятиями, потом — агрессией. Большинство компаний, заключивших договор с властями, соглашаются на первый вариант, то есть, разрешают работать на маршрутах навязываемым субподрядчикам. Даже если у перевозчика есть достаточное количество автобусов. Те, кто не согласен,вынуждены испытывать на себе силу. И её элементы, обстрелы или выбитые стёкла.
Конфликт начинается с того момента, когда власти или правоохранительные органы пытаются разрушить стереотипы. Если на официальных перевозчиков ещё есть управа в виде доказывания в суде несоблюдения правил перевозки, то на нелегальных субподрядчиков никаких доводов быть не может. В итоге образуются два мира перевозчиков: постоянный и переменный. Конфликт внутри мира переменного описывается в бизнес-статьях, конфликт мира постоянного — только когда он выходит на уровень полицейских сводок.
В течение этой недели (с 1 по 10 августа), правоохранительные органы проводят рейды по нелегальным перевозчикам Ленобласти. Всплеск активности начался после последней пальбы и последующего за ним совещания во главе с губернатором Дрозденко, где присутствовал начальник полиции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Константин Власов. По сути, мероприятия идут на уровне штрафов и разъяснений. Эта деликатность будет продолжаться до тех пор, пока у полиции не будет реальных рычагов.
Правда, если произойдёт трагедия - убийство, тогда шутки закончатся и маршруты атакуют детективы из "заказного" отдела Управления уголовного розыска. Они известны тем, что не привыкли церемониться на период раскрытия особо тяжких последствий.
47News попросил вице-губернатора, курирующего транспортный комплекс, Юрия Пахомовского, прокомментировать нарисованную журналистами схему. Сначала он признал её правоту, затем пообещал: "Знаете, мы наведём порядок. Если наших законных методов не хватит, мы будем обращаться в правоохранительные органы и начнём решать ситуацию также, как она решается на рынках Петербурга и Москвы: большие рейды и выдворение. Может, это кого-то лишит заработка, но больше рисковать жизнями людей мы не можем".
Юлия Гильмшина, 47News