О принципах и подходах администрации Ленинградской области к инвестиционной политике «Эксперту С-З» рассказал вице-губернатор региона, председатель областного комитета экономического развития Григорий Двас.


– Вы по-прежнему убеждены, что самостоятельное существование ЛО и Санкт-Петербурга экономически выгоднее их объединения?

– Да. Но, конечно, перед принятием того или иного решения необходимо серьезное научное изучение вопроса. Впрочем, совершенно очевидно, что никакого исследования не будет. Будет политическое решение. А каким оно окажется и когда его примут, предсказать практически невозможно.


– Когда было объявлено о решении компании Nissan строить завод в Петербурге, появилось сообщение пресс-службы, что в правительстве ЛО «спокойно относятся» к этому. Означает ли это, что опыт завода «Форд Всеволожск» показал, что автомобильные производства не очень эффективны для экономики области и ее бюджета?

– Мы заинтересованы в реализации любых инвестиционных проектов, будь то автопром, легкая, пищевая промышленность и т.д. Но прежде всего нам важен социально-экономический эффект для региона от конкретного проекта. У нас нет цели поставить галочку, что реализован тот или иной престижный проект или привлечен некий объем инвестиций. Политика по привлечению инвесторов, проводимая в течение девяти лет в ЛО (с момента принятия областного закона о поддержке инвестиционной деятельности), отличается последовательностью и взвешенностью. Нам важно, чтобы доходы от предприятий, инвестирующих в ЛО, превышали объем предоставляемых льгот, субсидий, субвенций. И мы строго придерживаемся этого принципа начиная с заключения самого первого инвестиционного договора. Учитывая это, нам просто неинтересны условия, на которых приходят в Петербург Toyota или Nissan.

Поясню. Сумма корпоративных налогов, уплаченных ЗАО «Форд Мотор Компани» в консолидированный бюджет ЛО, составила за прошлый год чуть менее 6 млн долларов. Иными словами, если бы мы, чтобы привлечь Ford, вложили 150 млн долларов из бюджета ЛО в развитие инфраструктуры (по расчетам, такую сумму требуется потратить на инфраструктуру для завода Toyota в Шушарах, аналогичного по мощности заводу «Форд Всеволожск».), то эти средства пришлось бы возвращать 25 лет! Для сравнения: если предположить, что мы разместили те же 150 млн долларов в банке под какой-то разумный процент (хотя бы 6% годовых), мы получали бы ежегодно 9 млн долларов.

Не исключаю, что Петербург может не руководствоваться подобными экономическими расчетами. Судя по отчетам городской администрации, в бюджете Петербурга постоянно возникает колоссальный профицит: очевидно, все социальные проблемы и вопросы развития городского хозяйства уже решены и свободные средства не на что использовать. Если это так, то вложение денег в создание промышленной инфраструктуры и привлечение инвесторов – может быть, неплохое решение. Но ЛО не обладает свободными ресурсами, которые мы могли бы отвлечь от решения остающихся у нас социальных проблем…


– Строительство завода Ford в ЛО было первым и знаковым для Северо-Запада проектом мирового автопроизводителя. Почему же администрации ЛО не удалось стимулировать создание вокруг предприятия кластера производств автомобильных комплектующих?

– Мощность производства «Форд Всеволожск» (особенно на первом этапе, при выпуске 25 тыс. автомобилей в год) недостаточна, чтобы рассчитывать на приход серьезных производителей комплектующих. Известно, что объемы заказов для таких производств должны быть в несколько раз больше. Но сейчас, когда мощности Ford возросли до 70 тыс. автомобилей в год и реальностью оказывается появление Toyota и Nissan, можно говорить, что наш регион (Петербург и ЛО) становится интересным для производителей автокомпонентов.


– Как администрация ЛО намерена поддерживать развитие производств комплектующих? Тем более что и Ford должен к 2007 году довести уровень локализации до 50%…

– Доля локализации составляет уже 33%, и есть еще возможности для роста. Хотя, конечно, мы понимаем, что наибольший скачок будет лишь после того, как примут решения и начнут размещаться в регионе предприятия, ориентированные на выпуск автокомпонентов для всех производителей автомобилей. Что же касается стимулов, то, несомненно, этим инвесторам мы предоставим всю стандартную систему поддержки, работающую в ЛО, включая разумные налоговые и иные льготы, преференции.


– Готова ли ЛО предлагать инвесторам в достаточном ассортименте и на льготных условиях инженерно подготовленные производственные площадки? Это было бы конкурентным преимуществом, учитывая активизирующийся процесс вывода предприятий из центра Петербурга, некоторые из которых, однако, минуя ЛО, уходят в Псковскую или Новгородскую область…

– Мы не ставим задачи по переманиванию предприятий, полагая, что у нас и так есть много потенциала – выгодное геоэкономическое положение, энергоизбыточность, позволяющая размещать энергоемкие производства, природные и, конечно, трудовые ресурсы. Сегодня в ЛО далеко не исчерпан потенциал существующих производственно-промышленных зон и промышленных площадок, оставшихся с советских времен. Они  находятся в более или менее подготовленном состоянии, хотя по каждой из них есть проблемы – где-то по энергетике, где-то по логистике.

Исходя из нашего подхода к привлечению инвесторов, мы не раздаем участки на каких-то особо льготных условиях. К сожалению, большая часть земель, которая может быть интересна для потенциальных инвесторов, находится в частной собственности (прежде всего речь идет о землях сельхозназначения). И наши возможности исчерпываются тем, что мы можем только минимизировать затраты по переводу земель сельхозназначения в земли промышленного использования, по оформлению участков в собственность.

Впрочем, если земля остается в госсобственности, то ее можно получить достаточно дешево – на условиях аренды, с применением понижающих коэффициентов и с правом выкупа после завершения строительства предприятия. В некоторых районах, например в Подпорожском (сейчас там строится деревоперерабатывающий завод), земля может стоить буквально копейки.


– Когда будут предоставляться инженерно обеспеченные участки в новых промзонах, которые готовятся частными девелоперскими компаниями? Об этом было заявлено администрацией ЛО еще около трех лет назад.

– С 2007 года у инвесторов появится возможность получения участков в промзоне «Горелово». Компания «Агентство «Горелово – индустриальная зона», которой в 2003 году было передано в управление более 200 га земли, почти полностью выполнила  изыскательские и проектные работы и начинает строительство инфраструктуры. По информации Агентства, уже заключены предварительные соглашения примерно с полутора десятками компаний на приобретение участков (это около 70% всей территории), что позволит окупить все инвестиции в проект. Никаких «долевых» схем с привлечением денег потенциальных приобретателей Агентство не задействует, в основном используются кредитные ресурсы. Цена участков будет составлять 25?40 долларов за квадратный метр, что вполне соответствует ситуации на рынке. Как известно, в районе Кольцевой автомобильной дороги инженерно подготовленные участки стоят от 25 до 50 долларов за квадратный метр, в более удаленных, но интересных для бизнеса промзонах (в Ломоносовском, Тосненском районах) цена колеблется в пределах 15?25 долларов за квадратный метр.

По такой же схеме готовятся территории в Тосненском районе (вблизи Колпино), во Всеволожском районе. Мы видим спрос со стороны инвесторов на инженерно подготовленные участки, и сейчас рассматриваются возможности развития других площадок с привлечением частного бизнеса.


– Что вы имели в виду, заявив на Северо-Западном инвестиционном форуме, что, мол, на фоне Петербурга, привлекающего стратегических инвесторов, ЛО занимается «инвестиционной попсой»? Как можно относить к «попсе» IKEA, которая вкладывает в свои проекты «МЕГА» в ЛО больше, чем, к примеру, Ford, Toyota и Nissan вместе взятые?

– Употребляя термин «инвестиционная попса», я имел в виду следующее. Некоторые инвесторы просчитывают развитие событий глубоко и на далекую перспективу, прогнозируют, кто будет президентом США и России в 2020 году и как это, а также глобальные изменения климата на Земле, может сказаться на их бизнесе. Подобные инвесторы, для которых экспертные агентства выводят заумные формулы и рейтинги, учитывающие сотни факторов, в ЛО не приходят. А есть такие, которые занимаются своей сермяжной работой, понимают, как должен развиваться их бизнес, видят, где ему будет хорошо, и принимают решения. И мы ориентируемся на работу с таким бизнесом, не думающим о политических хитросплетениях и спекулятивных решениях.


– И все же: чем ЛО смогла привлечь IKEA, на какие жертвы и льготы пришлось пойти, чтобы заполучить такого инвестора, ведь он присматривался к возможности размещения своих объектов в Петербурге, тоже рядом с КАД?

– Мы не предлагали IKEA никаких специальных преференций, выходящих за рамки областного закона о поддержке инвестиционной деятельности. Землю в Кудрово и на Парнасе IKEA честно выкупала у владельцев по рыночным ценам. IKEA анализировала только реально существующие, а значит, имеющие долгосрочную устойчивость конкурентные преимущества ЛО, и только на них она ориентировалась.


– Может быть, сыграл роль фактор административного сопровождения проектов – как говорят ваши коллеги в Смольном, поддержка стратегического инвестора в режиме «ручной работы»?

– Скорее повлиял опыт, который IKEA получила на первом этапе работы в ЛО, когда мы использовали все возможные способы, чтобы поддержать проект (в том числе при взаимодействии с федеральными структурами), помочь ему реализоваться наиболее эффективно. Думаю, это явилось определяющим фактором и при принятии решения о дальнейшем развитии проектов в ЛО.

Но при этом все-таки нужно понимать: доброе отношение властей или конкретных чиновников – это фактор очень неустойчивый. Поменялся чиновник – может поменяться и отношение власти к данному бизнесу. В этом смысле, безусловно, политическое влияние, политическая воля конкретного руководителя – конкурентное преимущество, но низшего порядка. К преимуществам низшего порядка, в принципе, относятся и налоговые льготы. Важнее преимущества более высокого уровня. Это геоэкономическое положение, которое предопределяет выгодность места с точки зрения логистики. Это и трудовые ресурсы, сохранение которых прогнозируется на длительную перспективу. Играет роль и наличие сформированного, апробированного, давно действующего законодательства, на которое в гораздо меньшей степени влияет приход или уход даже самого высокопоставленного чиновника.


– Как администрация ЛО намерена обеспечивать локализацию деятельности IKEA в регионе, если, конечно, по аналогии с автопромом уместно такое понятие?

– Да, вполне нормальный термин – локализация. В апреле мы провели совещание с представителями IKEA, ответственными за закупку продукции у местных производителей. Не только мы, но и сама IKEA заинтересована в локализации производства, которая, кстати, и сегодня существует. Говорилось об увеличении доли российских производителей с 30 до 40% уже к концу 2006 года. Мы предоставили менеджерам IKEA возможность выступить сразу перед всеми заинтересованными предприятиями и представителями ассоциаций производителей, обозначили интерес к определенным видам продукции, чтобы люди посмотрели друг другу в глаза и затем общались напрямую.

Состоялся очень интересный, обстоятельный разговор. Помимо предприятий, занимающихся деревопереработкой и изготовлением мебели, сотрудничество с IKEA перспективно для производителей текстиля, изделий из пластмасс, кожгалантереи и т.д. И, как мне кажется, руководители предприятий понимают, что будут очень жесткие требования не только к качеству продукции, упаковки, но и к стабильности поставок. Некоторым производителям мебели придется перейти на унифицированные крепежные изделия, чтобы можно было пользоваться стандартным для IKEA инструментом.


– В последнее время высказываются мнения, что власти ЛО стали уделять меньше внимания малому бизнесу, занимаясь прежде всего крупными инвесторами…

– Не согласен. У нас продолжает функционировать система поддержки малого предпринимательства, которую многие специалисты считают чрезвычайно эффективной. Нельзя говорить, что для нас важны стратегические инвесторы, а малый бизнес не очень важен. Мы стремимся смотреть на интегральный – социальный и экономический – эффект от развития предпринимательства. Для нас очевидно, что основная миссия малых предприятий – не экономическая, а социальная: создание возможностей для занятости населения, появление новых рабочих мест и т.д. Что же касается экономического эффекта, то на крупных предприятиях производительность труда обычно в десятки раз выше, чем в малом бизнесе.


– Почему для садоводов администрация ЛО сознательно установила заниженные ставки земельного налога (признавая их нерыночность), а малому бизнесу, не только создающему рабочие места, но и обеспечивающему условия для жизни тех же дачников, придется платить в полном объеме?

– Органы местного самоуправления имеют возможность корректировать ставки земельного налога, и я надеюсь, что они будут делать это взвешенно, осознавая необходимость оптимального соотношения между экономической и социальной составляющими.


– Вы утверждали, что в ЛО инвестор может получить больше преференций, чем в действующей Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области или по новому федеральному Закону об ОЭЗ. Тем не менее администрация ЛО намерена повторно участвовать в конкурсе на получение статуса ОЭЗ для Усть-Луги…

– Да, когда будет объявлен конкурс, мы собираемся вновь подать заявку, доработав ее с учетом замечаний конкурсной комиссии и уточнив некоторые акценты. Практическое значение статуса ОЭЗ для нас связано, с одной стороны, с получением из бюджета средств на создание инфраструктуры. С другой стороны, статус ОЭЗ важен для того, чтобы сидящие в Москве регулировщики видели на карте еще одну светящуюся точку и помнили, что сюда нужно направлять инвесторов. Федеральные чиновники, защищая честь мундира, предпочитают ориентировать иностранных инвесторов на ОЭЗ. Вопреки даже формальной логике и тому, что фактические условия размещения инвесторов в ЛО сегодня лучше, чем в создаваемых ОЭЗ.


По материалам сайта www.expert.ru.