Саммит двадцатки, который пройдет 5-6 сентября в Санкт-Петербурге, временно изолирует воздушное пространство над двумя субъектами РФ. Противники подобных мер призывают строить дополнительные аэродромы, эксперты говорят о нецелесообразности, а чиновники не могут дождаться инвесторов.

В предверии саммита двадцатки, который пройдет 5-6 сентября, все большие дискуссии разгораются об авиационной блокаде двух субъектов РФ - Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Негативно настроенные граждане говорят, что ситуация, когда из-за 20, пусть и высокопоставленных человек, блокируется возможность перелёта для сотен тысяч, - ненормальна. Их противники обращают внимание на то, что, во-первых, три дня - это небольшой срок, а во-вторых, авиасообщение будет не остановлено, а сокращено.

Но, в любом случае, точка приложения авиаусилий одна на два субъекта, - это аэропорт Пулково. Возможно ли исправить эту ситуацию на будущее, и каким способом, 47News обсудил с участниками рынка.

Большинство спикеров в ответ на вопросы 47News, вспомнили многочисленные рассуждения предыдущего и нынешнего губернаторов Ленинградской области о развитии малой авиации. И тут же отмечали, что она никоим образом не решила бы проблемы доступности перелётов, или такую специфическую проблему, как закрытие единственного авиаузла на два региона.

В связи с вышесказанным, 47News обратил внимание на информацию, которую в понедельник, 29 июля, опубликовала компания Аэрофлот. Топ-менеджмент компании заявил о создании дочерней компании - лоукостера*, который, по предварительной информации, будет базироваться на перепрофилированном военном аэропорту Ермолино в Калужской области. Расстояние до Москвы составляет 75 километров.

47News задал экспертам вопросы, связанные с возможностью реализации такого же варианта в Ленинградской области. То есть, существует ли возможность строительства или перепрофилирования одного из существующих в Ленобласти аэродромов под нужды низкобюджетных перевозчиков.

Отсутствие смысла

Главный редактор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев рассказал, что строительство взлётной полосы в чистом поле на подходящих грунтах обойдется в 600-700 миллионов долларов. Пантелеев уточняет: "Еще 150 потребуется на строительство терминала. Это без учёта выкупа земель, стоимость которых зависит от количества обременений. А на обустройство топливо-заправочного комплекса обычно приглашают одну из нефтяных компаний, которая делает всё за свой счёт".

На вопрос 47News, имеет ли смысл заниматься обустройством взлётных полос на территории Ленобласти, Олег Пантелеев ответил отрицательно и пояснил: "В нынешних условиях это нерационально и малореализуемо по причине дороговизны кредитных ресурсов и низкой маржинальности аэропортовой деятельности. Проект будет окупаться слишком долго. Ни один инвестор на это не пойдет".

В заключение Пантелеев напомнил, что аэропорт Пулково вводит новый терминал. И, если раньше у авиаузла был дефицит взлётно-посадочных площадей, то в ближайшее время администрация хаба, скорее всего, начнет проводить агрессивную маркетинговую политику по привлечению авиакомпанй. В том числе и лоукостеров. "Соответственно, необходимость в поиске бюджетными перевозчиками удалённых полос отпадет сама собой", - подытожил Пантелеев.

Полузакрытые ворота

Слова Пантелеева о маркетинговой активности нашли своё подтверждение в комментарии пресс-службы компании "Воздушные Ворота Северной Столицы", которая управляет Пулково: "На сегодняшний день в аэропорт "Пулково" выполняют полёты пяти бюджетных авиакомпаний (AirBerlin, AirOne, AirBaltic, NorwegianAirShuttle, Vueling). Возможность работы с новыми лоу-кост перевозчиками постоянно прорабатывается. Рассматривается вопрос о выделении отдельной зоны для таких авиакомпаний и внедрение новых технологий их обслуживания, что позволит сократить оборотное время и себестоимость аэропортовых услуг, что очень важно для такого типа перевозчиков".

В "Воздушных воротах" также сообщили, что на время приема и отправки официальных делегаций саммита G20 в аэропорту Пулково полёты будут выполняться в соответствии с ограничениями пропускной способности.

- С 4 по 6 сентября подтверждено расписание для 55 федеральных рейсов и 10 международных рейсов (в обычном режиме около 300 - ред.) — заявляет глава пресс-службы Анна Федосеева. И напоминает сомневающимся, что в этот период, по договоренности с РЖД, будет увеличено количество поездов, курсирующих между Питером и Москвой: "Пассажиры смогут без проблем доехать до столицы и улететь из любого из трёх аэропортов мегаполиса".

Аэропортов2040.net

Помимо экономических факторов, которые делают бессмысленным создание новых взлётно-посадочных полос, 47News вспомнил о юридическом документе времён губернаторов Валерия Сердюкова и Валентины Матвиенко. Речь идет о соглашении "О партнёрстве между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в сфере развития авиационной деятельности". Пункт 4 соглашения гласит: "Стороны соглашаются не проводить мероприятия, направленные на создание на территории субъектов нового аэропорта гражданской авиации, обслуживающего коммерческие воздушные перевозки, осуществляемые в международном сообщении, а также в прямом авиационном сообщении аэропорта города Москвы". Соглашение заключено сроком на 31 год, подписано в 2009 году Валерием Сердюковым и Валентиной Матвиенко, и, по сути, направлено на то, чтобы у "Пулково" в обозримом будущем не появилось каких-либо конкурентов.

Вице-губернатор Ленинградской области Юрий Пахомовский не видит в этом проблемы: "Если два новых губернатора согласуют новую позицию, то оно может быть пересмотрено. Но проблема не в этом. На сегодняшний день ни от одного инвестора не поступало заявок на строительство аэропортового комплекса. Хотя несколько площадок под подобные проекты в области есть"*.

P.S. Представитель латвийского авиаперевозчика "airBaltik" Янис Ванагс, вышедший на связь в тот момент, когда статья отправлялась выпускающему редактору, окончательно развеял сомнения: "При наличии удалённого аэродрома мы не стали бы на него перебазироваться, поскольку постепенно отходим от модели жёсткого лоукостера и предлагаем за дополнительную плату услуги вплоть до уровня бизнес-класса, потребители которых никогда не поедут за 100 километров".

*Лоукостерами называют компании-авиаперевозчики, которые предлагают свои услуги по очень низким ценам за счёт отказа от предоставления дополнительных услуг и базирования в аэропортах, отдалённых от основных авиаузлов и мегаполисов. Самолёты бюджетных перевозчиков рассчитаны на 180-200 мест и в большинстве случаев рассчитаны на ближнемагистральные перелёты.

*47Newsпредполагает, что вице-губернатор Юрий Пахомовский имеет в виду военные аэродромы Ржевки и Вещево, которые наиболее подходят для перепрофилирования под приём среднемагистральных Airbus и Boeing.

Виктор Смирнов,

47News