Еще год назад руководство региона заявляло: «давайте откажемся от электричек и пересадим всех на автобусы». Но февраль-2012 показал, что развивать общественный транспорт в данном направлении не надо, ведь иногда автобусы могут взять и не поехать... Корреспондент 47News напомнил властям Ленобласти о существовании еще одного вида транспорта и об их собственной идее возродить в регионе авиаперевозки. Результат напоминания не порадовал: советские аэропорты в полуразрушенном состоянии, чинить их некому и не на что.

ДОЛЕТАЛИСЬ

До 90-х годов Ленинградскую область вполне можно было назвать «авиационным регионом». Так, до 1994 года авиационная инфраструктура Ленинградской области включала в себя множество объектов: аэропорт гражданской авиации «Ржевка», имевший приписные аэропорты «Тихвин» и «Лодейное Поле», сеть сельскохозяйственных аэродромов, площадок и взлетно-посадочных полос, предназначавшихся для проведения авиахимработ на полях области, а также ряд аэродромов Минобороны.

Как известно, основу этой структуры составлял аэропорт «Ржевка», располагавшийся в посёлке Ковалёво Всеволожского района, он был вторым в Северо-Западном регионе по объемам авиаперевозок грузов и пассажиров после петербургского «Пулково». Но с распадом Советского Союза аэропорт «Ржевка» был приватизирован, в 2004 году обанкрочен, в 2007 году прекратил существование.

Как признают чиновники комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, перспектив для восстановления и развития «Ржевка» не имеет, потому что рядом с взлетно-посадочной полосой давно проложен газопровод высокого давления, а прилегающая территория застроена. Приписанные к нему аэропорты «Тихвин» и «Лодейное Поле» также давно прекратили свое существование.

Другой известный аэропорт - в Вещево - в начале 2000-х был преобразован в аэропорт «Выборг», но в 2006 году он был обанкрочен, а в 2008 году земля под аэропортом была передана в земельный фонд Выборгского района. «Плиты там уже разобраны, часть площадей взято в аренду. Периодически на горизонте появлялись инвесторы, которые хотели заняться развитием этого аэропорта, но как-то не срасталось. А аэропорт ведь хороший: общая площадь участка почти 800 Га, взлетно-посадочная полоса составляет 2,5 км», - с грустью говорит начальник отдела водного, железнодорожного и воздушного транспорта Михаил Постовалов.

На развитие более мелких аэропортов у властей также не хватило сил, поэтому местные и региональные пассажиро- и грузоперевозки в Ленобласти с распадом Советского Союза были практически прекращены.

ВСПОМНИМ КУКУРУЗНИКИ?

Впрочем, чиновники понимают и другое: территория Ленобласти настолько обширна, что до многих ее уголков быстрее и легче добираться по воздуху, нежели по земле. Так, из Санкт-Петербурга до Выборга можно долететь за 30 минут вместо 3 часов на машине, а из Подпорожья до Выборга — долететь за 1 час 50 минут вместо 8 часов 30 минут на авто (остальные примеры приведены в таблице).

Временные затраты при следовании различными видами транспорта по некоторым маршрутам Ленинградской области:

п\п

Пункт

отправления

Пункт

назначения

Расстояние (км)

Время в пути, час

Вид транспорта

железно-дорожный

автомобильный

(при скорости
60-70 км/ч)

воздушный
(при скорости
225 км/ч)

1

Санкт-Петербург

Выборг

132

2 часа

30 мин

3 часа

30 мин

2

Санкт-Петербург

Луга

132

2 часа

55 мин

3 часа

20 мин

30 мин

3

Санкт-Петербург

Подпорожье

280

4 часа

20 мин

5 часов

30 мин

1 час

15 мин

4

Санкт-Петербург

Тихвин

225

2 часа

5 мин

4 часа

30 мин

1 час

5

Луга

Выборг

264

-

5 часов

25 мин

1 час

10 мин

6

Подпорожье

Выборг

412

-

8 часов

30 мин

1 час

50 мин

7

Луга

Подпорожье

409

-

8 часов

20 мин

1 час

48 мин

8

Луга

Тихвин

307

-

6 часов

15 мин

1 час

22 мин

9

Тихвин

Выборг

357

-

7 часов

16 мин

1 час

35 мин

В соседней же Европе к этой проблеме подошли серьёзно, и малая авиация в ней весьма распространена. Там, если человек понимает, что путь до другого города на машине займет у него более 3 часов, то может отказаться от поездки и купить билет на самолет.

О развитии авиационного сообщения в Ленинградской области разговоры начались давно, в 2009 году была даже разработана «Концепция развития аэродромной инфраструктуры». Ее, как признаются сотрудники комитета, писали наспех, потому о воплощении в жизнь говорить не приходится. В 2011 же году о развитии авиаперевозок вспомнил и губернатор Валерий Сердюков. Посему в скором времени можно ожидать появление в свет новой концепции, уже более приближенной к областным реальностям.

Как рассказал Михаил Постовалов, за основу концепции может быть взята сохранившаяся аэродромная инфраструктура, обеспечивавшей до 1992 года региональные и местные авиаперевозки и деятельность авиации народного хозяйства. «Мы настаивали, чтобы при разработке схем территориального планирования районные власти принимали во внимание наличие объектов авиационной инфраструктуры, сохранили их. Несмотря на то, что на площадках и самолетов нет, муниципалы согласились с нами, что возрождения авиационного сообщения — достойная задача, пусть и в отдаленную перспективу», - говорит Постовалов.

ОТКУДА ЛЕТИМ?

Так, по данным КТТИ, на территории Ленинградской области расположено 85 посадочных площадок, которые теоретически могли бы быть использованы для авиаперевозок (см. Табл.1).

Табл1.doc Табл1.doc
(Скачать файл)

Больше всего их находится в Приозерском, Выборгском и Волосовском районах. «Можно, конечно, создавать новые площадки, но зачем, если есть старые, которые в принципе подходят под все санитарные требования. К тому же, строительство одного аэропорта обойдется в 7 миллиардов рублей, вертолетной площадки — в 5 миллионов, зачем тратить такие деньги, если уже есть база», - считает Постовалов.

На сегодняшний день Северо-Западным межрегиональным управлением Росавиации в Ленинградской области зарегистрированы 16 действующих взлетно-посадочных площадок и полос, обеспечивающих базирование и полеты авиации общего назначения.

Petersburg_region.jpg

Расположены они на территории шести аэродромов: Кузнецово (500 м от н.п. Кузнецово, Лужский район), Сельцо (н.п. Сельцо, Волосовский район), Гостилицы (н.п. Гостилицы, Ломоносовский район), Сиворицы (н.п. Старые Черницы, Гатчинский район), Манушкино (пос. Манушкино, Всеволожский район), Ковалево (пос. Ковалево, Всеволожский район). «Некоторые площадки расположены на землях сельхозназначения, и владельцам выписывается штраф, дескать, почему не сажаете картошку. А какая картошка, народ в небо тянет», - говорит Постовалов.

В НЕБО НЕ ТЯНЕТ

Но пока действующими площадками пользуются частные лица, и о развитии гражданской авиации говорить сложно. Как рассказал Михаил Постовалов, возрождать авиационное сообщение «сверху» не получается, государство не готово вкладывать в это бюджетные деньги, как это было во времена СССР, поэтому вся надежда на частных инвесторов.

Но бизнес тоже не стремится вкладывать деньги в развалившуюся областную авиацию. По данным 47News, пока инвесторов интересует только аэропорт в Вещево. В частности, на уровне правительства области ведутся переговоры с консорциумом московских компаний: Торговый дом Airflot, Центр стратегических разработок в гражданской авиации и НИИ воздушного транспорта «Ленаэропроект».

Заинтересованных в инвестировании малой авиации пока тоже нет. По мнению чиновников, это связано прежде всего с тем, что даже в теории спрос на авиаперевозки будет маленьким, а бизнес — малоокупаемым. К примеру, аренда вертолета или самолета из Лодейного Поля в Санкт-Петербург обойдется примерно в 20 тысяч рублей за час (по самым скромным подсчетам), то есть полет одного пассажира обойдется в несколько тысяч рублей. Естественно, рядовой потребитель вряд ли будет готов нести такие затраты. «Не забудьте про стоимость топлива, ремонт и обслуживание судна, зарплату экипажа, стоимость перелета сразу возрастет в разы. Инвестор не оправдает затрат», - говорит Постовалов.

По словам чиновника, инвесторов отпугивает и соглашение «О партнерстве между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в сфере развития авиационной деятельности». Широкой публике данный документ неизвестен, была представлена лишь общая концепция документа: в соответствии с ней два региона организовывают единой авиационное пространство на базе аэропорта «Пулково».

Все бы ничего, но пункт 4 соглашения гласит: «Стороны соглашаются не проводить мероприятия, направленные на создание на территории субъектов нового аэропорта гражданской авиации, обслуживающего коммерческие воздушные перевозки, осуществляемые в международном сообщении, а также в прямом авиационном сообщении аэропорта города Москвы». Соглашение заключено на срок 31 год, подписано в 2009 году Валерием Сердюковым и Валентиной Матвиенко и по сути направлено на то, чтобы у «Пулково» в обозримом будущем не появилось каких-либо конкурентов. «Любого крупного инвестора данный пункт, конечно, отталкивает. С другой стороны, это всего лишь соглашение», - считает Постовалов.

О том, как долго будут вестись поиски «непугливого» инвестора, чиновники пока даже не загадывают. Вероятно, разговоры о возрождении авиации в Ленобласти будут вестись до тех пор, пока не сгниют последние ангары и возрождать уже станет нечего.

Юлия Гильмшина, 47News