Мало кто знает, что к зиме город и 47 регион ожидает очередной коллапс. Менеджмент клининговых компаний уже собирается на экстренные совещания. Слаженная работа пограничников и миграционной службы настолько сократила приток нелегальных мигрантов, что подметать улицы Петербурга и убирать снег в Ленобласти скоро будет некому. А последнего русского дворника пока можно встретить в Петроградском районе Северной столицы.

Несколько последних лет мигранты из Узбекистана и Таджикистана были готовы убирать Петербург и окрестности за 12 000 рублей в месяц. Также их устраивало совместное проживание по 8 человек в одной комнате. Местные жители к работе за такие деньги интереса не проявляли. Приезжие из Псковской или Новгородской областей могли бы работать на таких финансовых условиях, если бы им давали служебное жилье. Но жилья давать давно нет никакой возможности.

Таким образом, сложилась естественная национальная трудовая монополия в этой профессии с широким смыслом - уборщик. Владельцы клининговых компаний могли нанять сколько угодно работников. По звонку в самолет в Узбекистане сажали трудовой резерв, в Пулково их встречала "Газель" и сразу развозила по объектам. Перед коммерсантами был выбор оформлять ли своим наемником официальное разрешение на работу.

Самостоятельно его получить тяжело. Система выстроена так что через парадный вход пройти сложно физически. К этому надо добавить оплату пошлин. И самое интересное это экзамен по русскому языку. Его не сдает никто. Мне рассказывали мои товарищи-коммерсанты, что из 200 человек они сами выбрали 5 достойных, каждый жил в России более 10 лет и на бытовом уровне на русском языке изъяснялся сносно. Результат эксперимента отрицательный. Получение разрешения с черного входа стоило примерно 25 000 рублей.

Другими словами, работодатель вкладывал деньги в мигранта авансом. Нередко на следующий день мигрант решал, что он больше не дворник, а плиточник с разрешением на работу. Риск таких финансовых потерь вывел пропорцию при которой количество нелегальных к легальным равнялась в процентном отношении 70 к 30. Так этот караван шел, город убирался, область очищалась от снега, а общественное недовольство нелегальной миграцией росло.

Активная работа в этом направлении пограничного контроля и миграционной службы не пускает сейчас в Россию до 2000 желающих в день. Это имеет прямые последствия для чистоты петербургских дворов и ленинградских дорог. Внутри клининговых компаний эту ситуацию активно обсуждают. Сегодня нехватка рабочих рук в этой индустрии порядка 20 процентов. Губернатор Ленинградской области Дрозденко открыто говорит о сотнях вакансиях и даже немного гордится этим.

Пока это не бросается в глаза, к осени станет заметнее, зимой об этом станут рассказывать журналисты.

Остающиеся на данный момент в наших двух субъектах мигранты тоже поняли ситуацию. Уважающий себя гость из Азии уже не реагирует на предложение 12 000 рублей в месяц. В других сферах неквалифицированного труда можно заработать 1000 рублей в день. И хочет уже отдельную комнату. Эти пожелания не помещаются в заключенные контракты. Таким образом, к зиме может сложиться ситуация, когда снег все же будет, а деньги для работы в новых условиях опоздают.

Сотрудник уголовного розыска Антон Супрун, специально для 47News