Предполагалось, что на прошедшем 31 мая Госcовете, губернатор Петербурга сделает предложение, а президент не откажется передать имущество комплекса ЖКХ на региональный уровень. Ожидания и результат оценил 47News в своем выступлении.
Политический и экономический истеблишмент Санкт-Петербурга и Ленинградской области днём в пятницу, 31 мая, следил за заседанием Государственного совета. Он проходил в Москве и транслировался в прямом эфире телеканалом "Россия 24".
Посвящено заседание было проблемам жилищно-коммунального хозяйства. В самом начале мероприятия планировалось выступление губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, который возглавляет соответствующую рабочую группу.
По данным 47News, бомонд прильнул к экранам телевизоров не только для того, чтобы понаблюдать за лидером, а чтобы в он-лайн режиме услышать о будущей реформе в коммунальной сфере. Дело в том, что до Госсовета губернатору Полтавченко отраслевые ведомства готовили свои предложения о необходимых изменениях в сфере ЖКХ. От 47 региона в незримом нами мозговом штурме участвовали представители унитарных предприятий - "Водоканал", "ТЭК", руководители комитета по ЖКХ и транспорту, комитета по топливно-энергетическому комплексу.
Как принято говорить, эксперты сошлись во мнении, что необходимо передать объекты жилищно-коммунального комплекса с муниципального на региональный уровень. Если бы им дали задание сформулировать свои предложения вкратце, они бы все сошлись на одной фразе: "происходит системный сбой, нужно менять правила игры".
Но Георгий Полтавченко многочисленных ожиданий не оправдал, лишь вскользь упомянув о муниципальной системе самоуправления. "Начатый переход от латания дыр к выстраиванию той самой системы благочиния, добронравия и порядка, о которой вели речь наши предки, стопорится из-за традиционного для России препятствия – органов местного самоуправления", - по древнерусски витиевато сказал он и перешёл на описание проблемы энергоэффективности.
Корреспондент 47News решила взять на себя смелость и на мгновение представить, что репортер тоже выступал перед Государственным советом с докладом о том, какие перемены необходимы в отрасли.
- Друзья, - так бы начал коллега и поблагодарил всех собравшихся, чуть повернувшись к президенту.
"По данным 47News, в Ленобласти около 738 источников теплоснабжения, из них две трети построены более 25 лет назад. С тех пор количество населения сильно снизилось, а количество производимой электроэнергии осталось на прежнем уровне. Соответственно, с сокращением количества жителей объём необходимой электроэнергии сократился, а на практике электроэнергии вырабатывается столько же, сколько и раньше. Оставшуюся часть электроэнергии котельные вырабатывают вхолостую, и муниципалитеты вынуждены его оплачивать по нормативу из местных бюджетов.
Помимо этого, изношенность тепловых сетей в регионе составляет примерно 20-40%, из-за чего муниципалитеты вынуждены платить за перетоп лишние средства из местных бюджетов.
Ни в том, ни в ином случае региональная казна не имеет права помогать муниципалитетам финансово, а может лишь закрывать дыры с помощью выплаты межтарифной разницы.
Для того, чтобы решить проблему, необходимо взять объекты муниципальной собственности в аренду, перепроектировать их, запустить в эксплуатацию и вернуть в муниципальное образование. Но закон о местном самоуправлении не позволяет это сделать ни региональным властям, ни, соответственно, частному бизнесу.
Проблему могли бы решить инвесторы. Но для того, чтобы бизнес согласился вкладывать миллиарды в жилищно-коммунальную сферу Ленобласти, государство должно предоставить им гарантии для реализации проектов. Но большинство муниципальных администраций не может предоставить бюджетную гарантию инвесторам.
Как известно, муниципалитеты в большинстве своём не имеют собственных средств и напрямую зависят от объёма субсидий, который им присылается сверху. Как известно, лишь 5 из 18 районов Ленинградской области живут за собственный счёт. Бюджет остальных районов от 50 до 88 процентов состоит из региональных субсидий, большая из которых направляется из региональной казны в районы.
Государственные гарантии мог бы предоставлять региональный бюджет, но это невозможно опят из-за закона о местном самоуправлении.
В итоге денежные субсидии со стороны региональной казны становятся политическим инструментом, к которому апеллируют с одной стороны — как к последней надежде, с другой — как элементу политической зависимости. Муниципальные власти должны следить за состоянием труб и наличием мазута в котельных. Если в домах жителей того ли иного района внезапно станет холодно зимой, то по закону главу администрации могут привлечь к ответственности. Но когда замёрзшие жители выйдут на митинг, то на плакатах у них будет написана не статья уголовного кодекса, а фамилия губернатора.
Для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо передать имущество жилищно-коммунального комплекса с муниципального на региональный уровень. Это породит необходимость навести порядок. Так, по данным 47News на данный момент отсутствует регистрация прав муниципальной собственности на 40% объектов жилищно-коммунального имущества (в данном случае журналист имеет ввиду кадастровые паспорта)".
Далее, опять "спасибо, товарищи", но чуть взглянув на губернатора Дрозденко.
Редакция считает, что Александр Дрозденко должен был бы в такой мизансцене незаметно улыбнуться, что означало бы примерно следующее: "В общих чертах, несмотря на неточности, все правильно, но президент не я".
Описания нами примерно этих проблем и ожидали. Говорили, что они будут сформулированы следующим образом: "поручить правительству РФ обеспечить передачу муниципального имущества на уровень регионального".
Но из-за недосказанности на Госсовете проблема осталась в тех рамках, в каких была — в политической плоскости, а не в экономической, в которую могла бы перейти.
Юлия Гильмшина, 47News