Компании Ленинградской области в своем большинстве до сих пор не осознали важность социальных медиа при ведении бизнеса. Если в крупных городах соцсети уже давно стали рассматриваться в качестве "имиджевого" инструмента, то в Ленобласти лишь единицы предприятий заводят аккаунты в популярных сообществах. 47News посмотрел, какие крупные компании региона вышли в "народный" интернет, и обнаружил, что большинство из них так и не освоили великие возможности мировой сети.

Создание страниц и блогов в таких популярных сообществах как "ВКонтакте", "Фейсбук", "Твиттер" и "Google " давно стало общемировым трендом. Например, микроблог "Мегафона" в Твиттере имеет 17,5 тысяч читателей, а на новости "Сбербанка" "ВКонтакте" подписаны 85 тысяч человек. Кроме того, по признанию аналитиков, почти все российские банки направились к клиентам в соцсети и уже бьют рекорды по числу подписчиков.
 
Однако в регионах с вовлеченностью бизнеса в интернет ситуация обстоит сложнее. По словам руководителя петербургского PR-агентства "Аркаим" Евгения Грака, в реальном секторе экономики до сих пор бытует мнение, что в сети "ВКонтакте" сидят одни лишь школьники, и там делать нечего. "Фейсбук" для многих руководителей компаний по-прежнему остается явлением крайне непонятным, и только "Твиттер" благодаря президенту Медведеву считается качественной площадкой, отмечает Грак. В то же время все эти сообщества, если их "правильно приготовить", могут сыграть на руку практически любому предприятию или организации. 
 
Ленинградская область, однако, за российскими тенденциями пока не поспевает. Экспресс-анализ всемирной паутины показал, что предприятия 47-го региона представлены в интернет-сообществах в лучшем случае как филиалы или представительства головных компаний и корпораций. Например, новости Волховского алюминиевого завода можно постараться найти на странице в "Фейсбуке" объединенной корпорации "Русал", однако сделать это вряд ли получится. В то же время сообщество "Русала" пользуется в ФБ популярностью, имеет больше 2 тысяч "лайков", а сама корпорация вошла в число крупнейших российских компаний, лучше всего представленных в социальных медиа (за июнь-июль 2012 года).
 
В Санкт-Петербурге и Ленобласти для продвижения своего бизнеса пока чаще используют сеть Павла Дурова. По наблюдению руководителя проектов интернет-агентства Webering Даниэля Устинова, раскрутку "ВКонтакте" заказывают примерно 60% компаний. Примерно в 17% случаях просят продвинуть в "Фейсбуке", порядка 12% - в "Одноклассниках" и совсем немного (7-10%) - в "Твиттере". Причем, как отмечает эксперт Евгений Грак, если первые три соцсети еще можно использовать для привлечения новых клиентов и, скажем, увеличения продаж, то "Твиттер" - это, в первую очередь, эффективный инструмент быстрого распространения короткой информации и анонсирования.
 
В микроблоги, кстати, уходят и ленинградские компании. В "Твиттере" можно, например, найти ОАО "ЛОЭСК". Правда у аккаунта энергопредприятия всего 59 читателей, а  последний твит от 6 февраля информирует о введении подстанции после реконструкции.
 
Как отмечают специалисты, в обществе до сих пор бытует мнение, что через социальные медиа можно продать просто и быстро что угодно. Но на самом деле это не имеет никакой связи с реальностью. Сейчас соцсети -это отличное средство для создания необходимого имиджа, общения с клиентами и поддержания лояльности аудитории. По данным исследования Weber Shandwick, российские руководители считают, что в течение ближайших четырех-пяти лет более 90% репутации компании будет формироваться онлайн. Однако, по уверению Евгения Грака, небольшие компании обращаются за помощью специалистов уже тогда, когда репутацию приходится "отчищать". Так, в сети можно найти множество групп и страниц, созданных бывшими или действующими сотрудниками предприятий Ленобласти, отзывающихся о своем работодатели весьма нелестно. Чего стоит хотя бы группа "ВКонтакте", посвященная птицефабрике "Синявинской".
 
Нельзя сказать, что предприятия 47-го региона совсем оторваны от реальности. У многих из них были попытки создать сообщества в сети, но большинство в скором времени заглохли. Так, например, стало с двумя страницами в ФБ и микроблогом в "Твиттере" ОАО "Леноблгаз", твиттер-блогом Холдинга "Титан-2", и "Твиттером" компании "Фосфорит", работа над котором началась и  завершилась в 2011 году. 
 
Социально напряженные работодатели Ленобласти тоже в интернете активность стараются не проявлять. Если группа "БазелЦемент" Олега Деприпаски широко представлена как в ФБ, так и в "Твиттере", то "БазелЦемент-Пикалево", к которому возникает множество вопросов со всех сторон, предпочитают оставаться в тени. То же самое можно сказать и о компании "Метахим". У завода "Форд" во Всеволожске, где постоянно бастует профсоюз, тоже не удалось найти популярных страниц в соцсетях, зато сами работники завели сразу несколько закрытых групп и обсуждают там заводские дела келейно.
 
И все-таки удачные примеры проникновения компаний Ленобласти в социальные сети 47News найти удалось. "Отличником" оказался Тихвинский вагоностроительный завод, который не только создал, но и тщательно ведет официальную группу "ВКонтакте". Там уже сейчас насчитывается 3183 участника, три альбома с фотографиями и больше тысячи записей на стене. При этом руководитель группы постоянно отвечает на вопросы пользователей о вакансиях на заводе и зарплатах.
 
"К сожалению, в России пока мало кто задумывается о своем имидже и о лояльности клиентов", - констатируют специалисты. И дело здесь, скорее всего в затратах, которые потребуются при проникновении в интернет. В среднем, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области создание и оформление группы в соцсетях обойдется в 5-15 тысяч рублей. Чтобы ее вести, нужно будет в месяц выкладывать 10-20 тысяч, а то и больше, если нанимать для этого отдельного специалиста. При этом имидж создается годами, а, значит, результат будет виден не сразу. Наверное, большинство предприятий Ленинградской области пока еще не доросли до того уровня, когда можно задумываться о грамотном позиционировании себя в многомиллионном интернет-сообществе.
 
Мария Бочко, 47News