Правительство Ленинградской области выставило ультиматум одному из крупнейших перевозчиков — ОАО "Леноблпассажиравтотранс". Транспортные чиновники предъявили фирме ряд претензий. Если компания с ними не разберется до конца декабря, то Ленобласть откажется от её услуг.
Почти год прошёл после начала "автобусных войн", которые проходили на территории Ленинградской области. В октябре прошлого года прошёл конкурс на пассажирские перевозки в пяти районах Ленобласти: Выборгском, Всеволожском, Кировском, Ломоносовском и Тосненском. На нём было разыграно 17 лотов на 99 маршрутах с общим количеством подвижного состава около 500 автобусов.
Конкурс вызвал череду скандалов. Большую часть лотов выиграло только что образовавшееся из государственного предприятия ОАО "Леноблпасссажиравтотранс". "Ассоциация перевозчиков пассажиров", а также крупные петербургские компании-перевозчики по понятным причинам остались недовольны итогами аукциона. Конкурс пытались отменить в судах, но этого сделать не удалось.
В феврале 2012 года появились другие проблемы: в холодные зимние дни на несколько дней движение автотранспорта в части районов было парализовано, в комитет по транспорту посыпались жалобы от недовольных жителей. Весной и летом произошли несколько инцидентов, когда автобусы на маршрутах, которые выиграл "Леноблпассажиравтотранс", были обстреляны неизвестными.
Жалобы от жителей заставили чиновников нынешнего комитета по ЖКХ и транспорту (до лета этого года комитет по транспорту являлся отдельным комитетом — прим.ред.) провести ряд проверок, в результате которых комитет выявил серьёзные, на взгляд проверяющих, претензии к компании.
Во-первых, комитет не устраивает, что "Леноблпассажиравтотранс" использует на многих рейсах подрядчиков. В основном, речь идет о компании "Автоком", эта фирма работает почти во всех районах, о которых идёт речь. "По условиям контракта, на рейсы должны были выйти порядка 300 собственных автобусов "Леноблпассажиравтотранса". Машины в наличии имеются, только на конкурсных маршрутах используется не больше 80, остальные — на других направлениях деятельности компании. На своих автобусах они возят туристов, рабочих с завода. Нас не устраивает, что в качестве подрядчика работает некая компания, о которой мы толком ничего не знаем. Этого не было в контракте", - пояснил и.о. председателя комитета по транспорту и ЖКХ Алексей Никифоров.
Во-вторых, по мнению чиновников, хромает качество автобусов, на которых компания "Леноблпассажиравтотранс" возит людей. "Сначала на рейс вышли большие автобусы, потом, через пару месяцев, их заменили на поменьше, на мерседесы, спринтеры, пазики, фиаты, фольксвагены, крафтеры", - рассказывает Никифоров.
В-третьих, компания не представляет данные по системе спутниковой навигации ГЛОНАСС. Это несмотря на то, что сама система давно установлена на всех автобусах фирмы.
В случае, если до 24 декабря этого года компания не исправит все недочёты, в комитете обещают разорвать с ней контракт. "Мы изучили все возможности, которые есть в каждом из пяти районов. На замену, в случае, если мы решим расторгнуть контракт, сразу же выйдут другие фирмы", - пообещал Никифоров.
В самом "Леноблпассажиравтотрансе" о претензиях со стороны комитета знают, но не ждут от них серьёзных неприятностей. "В отношении нас постоянно ведутся проверки, их было уже штук сорок. Каждый раз находят недоработки, но это нормально. Мы устраняем одно, появляется другое", - объяснил генеральный директор фирмы Роман Маслов. "Расторгнуть с нами контракт просто так невозможно, это надо делать по суду, и ещё доказать, что мы что-то сделали не так", - добавляет он.
Несмотря на боевой настрой, часть претензий Маслов пообещал устранить, в частности, предоставлять данные с ГЛОНАССа. "Нас не устраивает система, когда эти данные надо передавать, зачем нас контролировать? Но мы не принципиальные, раз требуют — будем передавать", - был краток он.
"Что касается подрядчиков, то претензия бессмысленна, мы никаких подрядчиков не используем. У "Автокома" мы арендуем технику, но по контракту мы не обязаны использовать свои личные автобусы, а можем использовать те, что принадлежат нам, пусть и на правах аренды", - заявил он.
К слову, претензии комитета не последняя проблема у "Леноблпассажиравтотранса". Так, этой осенью с судебными исками к компании обратились десятки фирм — за транспортное обслуживание, за поставки топлива, общая сумма исков составляет порядка 18 млн рублей.
Одной из сторон, подавших иск, является "Петербургская транспортная компания". В правительстве Ленобласти 47News неоднократно заявляли, что генеральный директор "Леноблпассажиравтотранс" Роман Маслов (лично владеет 49,99% акций компании) в недавнем прошлом являлся топ-менеджером этой компании, но потом "разошелся" с ней и ушел работать в область. Правда, сам Маслов этот факт отрицает.
Впрочем, транспортные чиновники заверяют, что иски о банкротстве не являются первопричиной возможного расторжения контракта с компанией — перевозчиком.
К слову, в августе этого года "Леноблпассажиравтотранс" продал вокзал "Северный", который находится возле станции метро "Девяткино". По словам Маслова, связано это было с тем, что "Межрегиональная транспортная компания" скорей всего будет заниматься строительством мультимодального комплекса рядом с метро.
Юлия Гильмшина, 47News