Кольцевая автодорога обещает стать главной торговой улицей города. Вдоль восточного полукольца КАД протяженностью 24 км девелоперы уже сейчас возводят 800 тыс. кв. м торговых площадей, что составляет примерно половину от общегородского количества, пишет "КоммерсантЪ". По прогнозам экспертов, за счет новых проектов, реализация которых начнется в ближайшие годы, объем торговых площадей вдоль КАД к 2010 году может удвоиться. Правда, по мнению специалистов, надежды торговцев на то, что по кольцевой в магазины приедет максимальное число покупателей, могут и не оправдаться. Из-за угрозы попасть в пробку потребители попросту не станут ездить в новые торговые центры вдоль КАД.


Параллельно со строительством КАД возводились и первые торговые комплексы, которые в ближайшее время откроются вокруг кольцевой. Завтра на пересечении Мурманского шоссе и КАД открывается "Мега-Дыбенко", а 1 декабря на севере города, в районе Выборгского шоссе, откроются сразу два комплекса: "Мега-Парнас" и "Максидом". Помимо них строится еще целый ряд торговых центров. Австрийская компания Meinl Europian Land совместно с итальянской Promocentro Italia возводит на пересечении проспекта Культуры и КАД ритейл-парк "Северный молл" площадью 100 тыс. кв. м. Другой итальянский инвестор, Gruppo Margheri, реализует в поселке Бугры проект "Новый Колизей" -- внешний вид торгового центра, как обещают девелоперы, будет напоминать римский Колизей. Торговая площадь центра составит 100 тыс. кв. м. Наконец, компания "Адамант" возводит на развязке КАД с Выборгским шоссе торговый комплекс "Осиновая роща" площадью 120 тыс. кв. м.


Общий объем торговых площадей, заявленных к вводу вокруг восточного полукольца КАД в 2007-2008 годах, по данным Praktis Consulting & Brokerage составит около 800 тыс. кв. м, что составляет примерно половину от объема торговых площадей в черте города. Всего же, по оценке специалистов компании Astera, за три года иностранные инвесторы вложат в строительство ТРК не менее €1 млрд.


Эксперты уверены, что на сегодняшний день именно север восточного полукольца КАД наиболее перспективен с точки зрения развития торговой недвижимости. Это объясняется тем, что как раз здесь расположены спальные районы, в которых проживает экономически благополучное население. Помимо этого, в Курортном, Выборгском и Всеволожском районах находится целый ряд престижных коттеджных поселков, создающих мощный трафик потенциальных потребителей. "Полукольцо огибает основные жилые массивы -- север города с более высокодоходным населением, среднюю часть города (Охта), Калининский район со старой застройкой, -- где живут потенциальные покупатели новых торговых комплексов", -- уверен Игорь Горский, директор по развитию Becar Realty Group. "Жителям центра города, может быть, удобнее покупать в магазинах, расположенных неподалеку. Но многие люди живут на окраинах, и им удобно посещать большой торговый центр наподобие 'Меги'", -- считает управляющий "Мега-Дыбенко" Габриэле Бертини.


В то же время эксперты указывают, что расчеты девелоперов на крупный поток покупателей могут и не оправдаться. В первую очередь из-за проблем, с которыми посетители торговых центров рискуют столкнуться при выезде с кольцевой и въезде в город. Так, по оценке комитета по транспорту администрации Петербурга, анализ уровня загрузки улично-дорожной сети автомобильными потоками показал, что 25 из 70 автомагистралей города исчерпали свою пропускную способность. В этот список входят все выездные магистрали, расположенные на севере Петербурга. Сейчас, по данным ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга", интенсивность движения на кольцевой составляет до 50 тыс. автомобилей в день, что периодически приводит к возникновению заторов. При этом доля легковых автомобилей в общем потоке составляет около 85%.

 

"Трудности с выездом первоначально могут сказаться на потоке покупателей, но в дальнейшем у петербуржцев постепенно войдет в привычку использовать все въезды и выезды кольцевой, а не только ближайшие и привычные. Это снизит трафик на топовых направлениях", -- считает управляющий партнер London Consulting & Management Group Дмитрий Золин. С ним согласен и директор петербургского представительства STS Logistics Андрей Михалев. "В основном поток не изменится, люди как выезжали из города на выходные, так и будут выезжать. Только при этом они будут заезжать в магазины. Так что особой проблемы не вижу. Вот когда вдоль кольцевой активно начнут вводиться складские мощности и по дороге пойдут большегрузные автомашины, тогда любая авария сможет вызвать небольшой транспортный коллапс", -- считает он.


Кроме того, по мнению экспертов, петербуржцы пока не готовы ездить далеко за покупками. Согласно проведенному специалистами холдинга "Адамант" социологическому исследованию, 70% петербуржцев больше всего ценят в торговом центре не его концепцию, не пресловутый tenant mix, не благоприятную атмосферу, а близость к месту жительства. Это отличает петербургских потребителей от москвичей, готовых ехать за покупками на край города.


Не исключено, что девелоперам придется самостоятельно решать некоторые транспортные проблемы. Например, финансировать строительство дополнительных съездов с кольцевой. Подобная практика уже существует. "Для того чтобы покупателям было удобно добираться до нашего центра, нам пришлось своими силами строить виадук", -- рассказал управляющий "Мега-Дыбенко" Габриэле Бертини. Правда, в какую сумму обошлось компании возведение транспортного элемента, господин Бертини не сообщил. В любом случае игра стоит свеч: по расчету "Меги", торговый молл в районе станции метро "Улица Дыбенко" будут посещать до 20 млн покупателей в год. Если только смогут добраться до него.