В уголовном деле о подростках из Ленинградской области, подозреваемых в попытке поджечь административное здание в Нижнем Новгороде, появился интересный поворот. Привлеченные стороной обвинения специалисты сделали вывод - молодые люди не просто собирались забросать «коктейлем Молотова» нижегородский офис «Единой России», а покушались на целую социальную общность. Эксперты называют заключение сомнительным. Сами же депутаты не хотят отделяться от народа.

ПО МОТИВАМ

В рамках уголовного дела о подростках из Ленобласти, обвиняемых в попытке поджечь административное здание в августе прошлого года, была проведена социологическая экспертиза. Ее результаты легли в дело в начале февраля, а адвокаты ознакомились с ней лишь 7 марта. Как рассказал корреспонденту 47News адвокат одного из школьников Артем Баконин, специалисты, привлеченные следователем, признали всероссийскую политическую партию «Единая Россия» и депутатов в целом социальной группой.

Очевидно, что появление в деле данной экспертизы может сыграть не на руку обвиняемым, ведь сейчас их действия квалифицируются следствием по ч.2 ст 213 УК РФ. (Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы — прим.ред.). Если раньше пункт «социальная группа» можно было смело выкинуть из состава преступления, то сейчас под ним подразумеваются конкретные понятия. Это в свою очередь может привести к более тяжелому наказанию для подростков.

К слову, это далеко не первый случай , когда понятие «социальная группа» применяется для того, чтобы воздействовать на ход дела и переквалифицировать из простого «хулиганства» на «экстремизм». Во многих случаях именно от экспертов зависит, каков будет его исход.

Резонанс получило дело арт-группы «Война», которая устроила «антимилицейский перформанс» - ее активисты летом 2010 года перевернули милицейские машины в центре Петербурга. В результате в течение года экспертное сообщество решало, можно ли назвать милицию социальной группой (следовательно, судить «Войну» по мотивам ненависти к ней) или нельзя. После долгих разбирательств петербургские социологи пришли к выводу, что, милиционеров приравнивать к социальной группе нельзя, и дело закрыли.

Из недавних примеров: по заказу горпрокуратуры Благовещенска Амурский госуниверситет провел экспертизу стихотворения, прочитанного экс-депутатом местного парламента от партии КПРФ области на одном из съездов партии перед коллегами. В феврале 2012 года Благовещенский городской суд Амурской области признал экстремистским это стихотворение, так как оно якобы разжигает вражду и ненависть к «Единой России» как «социальной группе».

ЛИБО ДЕЛО, ЛИБО ПАРТИЯ

Получается, что в российской юридической практике может появиться новый вид «политических осужденных», о которых со сталинских времен вроде как успели забыть.

Впрочем, опрошенные 47News эксперты в один голос утверждают, что экспертизы, выделяющие политические партии в отдельные группы, по меньшей мере, подлежат сомнению. По мнению доктора социологических наук, заведующего кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ Дмитрия Гавры, вне зависимости от того, о какой партии идет речь, применять к ней понятие «социальная группа» довольно странно. «По той причине, что любая политическая партия представляет собой комплекс разных социальных групп. Тем более что массовая партия не отвечает критерию идентичности. Любой член партии идентифицирует себя прежде всего по другим признакам — полу, возрасту, национальности, но уж никак не по принцип партийной принадлежности. Вы уж либо группа, либо партия», - полагает Гавра.

Аналогичное мнение высказал и директор научно-исследовательского экспертного центра по изучению проблем экстремизма и коррупции СПбГУ Сергей Кузнецов. «Как минимум можно сказать, что экспертное заключение выполнено неаккуратно, да и не дело социологов — делать подобного рода заключения. Даже если молодые люди выражали политический протест, это не значит, что они выражали социальную ненависть», - считает Кузнецов.

«Это какой-то абсурд. Как мы можем быть социальной группой? Мы не отделяем себя от простого народа и потому не можем быть группой, отдельной от избирателей», - выразил недоумение депутат областного парламента от партии «Единая Россия» Олег Петров.

«Мы так можем заиграться, подводя под понятие «социальная группа» все, что угодно. Есть опыт, когда на основании подобных экспертиз проваливаются суды», - делает вывод доцент кафедры уголовного права юридического факультета СПбГУ, адвокат Наталья Шатихина.

P.S. Корреспонденту 47News удалось ознакомиться с заключением экспертной комиссии. Оно представляет собой 25-страничный труд, под которым подписались три сотрудника Приволжского филиала ФГБУ Института социологии РАН.

В графе «выводы» авторы исследования объясняют, почему «Единая Россия» является социальной группой. Во-первых, потому что в соответствии с уставом «ЕР» является партией, то есть «организованной группой людей, структурно оформленной на основе единых социально-политических взглядов, имеет устав, выражает определенные социальные нормы и ценности, основанные на интересах большинства населения РФ», во-вторых, потому что в «партии существует ролевая структура». Последний пункт требует дополнения во имя избежание двусмысленной трактовки: под ролевой структурой подразумевается, что каждый из членов партии имеет свою определенную роль.

Депутаты же, в соответствии с этой экспертизой, являются «социальной группой», поскольку «являются представителями определенной политической партии».

Юлия Гильмшина, 47News