В дни работы первого международного форума «Особые экономические зоны в Российской Федерации – задачи, возможности, перспективы», проходящего 16-17 мая в Москве, комитет экономического развития Ленобласти представит презентацию проекта создания в Ленинградской области ОЭЗ промышленно-производственного типа «Усть-Лужская».


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе областного комитета экономического развития, целью создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в районе морского торгового порта Усть-Луга является формирование эффективного вспомогательного промышленно-производственного кластера для развития современного портово-промышленного комплекса Усть-Луга как части международного транспортного интермодального коридора в рамках Европейской транспортной системы по направлениям «Север-Юг» и «Восток-Запад» на основе предоставления особого режима предпринимательской деятельности.


Особая экономическая зона создается вблизи Морского торгового порта Усть-Луга – самого перспективного российского порта на Балтике, призванного стать западным морским форпостом России. Цель строительства нового морского порта в Лужской Губе - восполнение дефицита перегрузочных мощностей для экспортно-импортных грузов, уменьшение транспортных издержек для российских товаропроизводителей.


В соответствии с утвержденной схемой Генерального плана, грузооборот порта Усть-Луга составляет 35 млн. тонн различных грузов в год. В перспективе грузооборот порта планируется увеличить до 98 млн. тонн. Порт станет единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. В 2005 году общие инвестиции в проект составили около 5 млрд. руб., из которых две трети – частные инвестиции, в 2006 году планируется инвестировать в объекты порта 9 млрд. руб. Строительство порта осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на основе государственно-частного партнерства. Близи тся к завершению строительство первой очереди паромного комплекса. Первый пусковой комплекс откроет железнодорожное паромное сообщение с Калининградской областью на линии Усть-Луга – Балтийск. Пробный пуск намечен на июнь 2006г. Комплекс будет принимать паромные суда типа «Мукран -103»и «Rider». Проектный грузооборот первого пускового комплекса Балтийского парома составляет 800 тыс. тонн в год. При полном развитии паромный комплекс обеспечит регулярное железнодорожное, автомобильное и пассажирское сообщение на линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии.


Создание особой экономической зоны в районе порта «Усть-Луга» значительно усилит конкурентные преимущества транспортной системы Российской Федерации в целом и позволит сохранить запланированные темпы ввода новых терминалов и объемы грузопереработки.


Появление ОЭЗ в Кингисеппском районе Ленинградской области будет способствовать повышению конкурентоспособности российского морского торгового порта «Усть-Луга». Как следствие, повысится эффективность функционирования действующих и привлечению новых предприятий, ориентированных либо на производство товаров на экспорт, либо на использование импортируемых комплектующих, сырья, материалов не только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада, по которым проходит транзитный путь (Новгородская, Псковская, Вологодская области, Республика Карелия).


Целесообразность создания ОЭЗ на предлагаемой территории обусловлена рядом факторов: возможностью строительства новых терминалов севернее поселка Вистино, с режимом круглогодичной эксплуатации и коротким периодом ледовой проводки; наличием развивающейся сети автомобильных дорог и железнодорожных подходов в рамках Международного интермодального транспортного коридора; близостью населенных пунктов с численностью населения 3-5 тысяч человек и города Кингисепп с численностью населения свыше 50 тысяч человек. Размещение на территории ОЭЗ новых конкурентоспособных производств будет способствовать дальнейшему экономическому росту Ленинградской области и Кингисеппского района.


В настоящее время составлен подробный план обеспечения территории объектами инженерной и транспортной инфраструктуры. Проведенные финансовые расчеты показывают высокую инвестиционную привлекательность проекта создания особой экономической зоны на выбранной территории и достаточно быстрый срок окупаемости бюджетных инвестиций благодаря наличию инфраструктуры и выбору эффективных производств в качестве резидентов ОЭЗ.


Выделено четыре крупные отраслевые группы потенциальных резидентов: предприятия пищевой промышленности, лесоперерабатывающей промышленности, химические и нефтехимические предприятия, и, наконец, крупные сборочные производства. Общая площадь, занятая под промышленную застройку – более 730 га. Общий объем частных инвестиций предприятий-резидентов в строительство предприятий на территории ОЭЗ, составит около 11,5 млрд. рублей.


Объем промышленного производства предприятий – резидентов ОЭЗ после выхода на полную мощность (в 2012 году, т.е. на пятый год после начала производства и на седьмой год после начала функционирования ОЭЗ) составит свыше 70 млрд.рублей рублей.


Совокупная прибыль предприятий – резидентов ОЭЗ составит после выхода на полную проектную мощность 10,6 млрд. рублей. Средняя рентабельность производства предприятий ОЭЗ (отношение прибыли до налогообложения к себестоимости производства продукции) составляет 18%.


Общее количество вновь созданных рабочих мест только предприятиями – резидентами ОЭЗ после их выхода на проектную мощность составляет ориентировочно 9,6 тысяч.


Окупаемость бюджетных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ составляет для федерального бюджета и для бюджета Ленинградской области 5 лет без учета единого социального налога, а, с его учетом бюджетная окупаемость для федерального бюджета наступает на четвертый год проекта. Такие сроки окупаемости обеспечиваются относительно низкими затратами на инфраструктуру в расчете на 1 км2 промышленной территории, в связи со значительной обеспеченностью данного участка инфраструктурными объектами.


Объем налоговых поступлений после выхода предприятий на полную мощность составит свыше 5 млрд.рублей рублей, а после окончания действия налоговых льгот увеличится до 6,5 млрд.рублей рублей в год.


Общий объем налогов, полученный федеральным бюджетом за период действия особой экономической зоны (20 лет) с учетом льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет около 50 млрд.рублей рублей, бюджетом Ленинградской области – 56 миллиардов рублей.


Реализация этого крупнейшего проекта по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Усть-Лужская» позволит решить целый ряд новых общеэкономических задач, и не только внутри Ленинградской области. Данный проект будет способствовать развитию потенциала всего северо-запада России, приведя к появлению современных конкурентоспособных взаимосвязанных обрабатывающих производств.


Уже сегодня можно сказать, что следствием реализации проекта за счет переработки в Усть-Луге экспортируемого сырья и поставки за рубеж готовой продукции или полуфабрикатов – вырастет число новых рабочих мест и в целом возрастет социальная защищенность территории. Увеличится ВВП и поступления дополнительных доходов в бюджеты всех уровней.