Покрово-Тервенический монастырь — одна из самых молодых обителей Северо-Запада. Хотя Тервенический погост упоминается уже в 1137 году в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича, где описаны все погосты Приладожья и Прионежья. Эти земли, принадлежавшие Новгороду, с давних времен населялись славянами и вепсами, что отразилось в названии поселения: «Ten» – по-вепсски означает «здравствуй», окончание же «...ичи» – славянского происхождения.

2.jpg michailspb


Тервенический погост был крупным административно-территориальным и торговым центром, объединявшим в разное время десятки, иногда и сотни окружающих деревень. С распространением христианства на север Тервеничи становятся и духовным центром. В переписи 1582-1583 года упоминается, что в центре погоста было два храма, а сам погост назван Михайловским в честь Архангела Михаила. Во многих окружающих деревнях были часовни.

3.jpg michailspb


Во время войн и других бедствий деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, затем снова заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15 верстах от Тихвина, часть деревень – Новгородскому архиепископу.

Утратив в конце XVIII века значение административного центра, Тервеничи продолжали оставаться центром просвещения и духовности. С середины XVIII века здесь открылась церковно-приходская школа, с 1884 году - училище Министерства Народного Просвещения, в начале XX века стала работать земская больница.

Храмы Тервеничей, так же как и сама деревня за долгую историю своего существования, приходили в ветхое состояние, сгорали, затем вновь отстраивались. Кроме старой церкви Архангела Михаила с конца XVIII века упоминается деревянная церковь Покрова Божией Матери, которая сгорела в 1904 году, ее опять отстроили, но в феврале 1917 года она снова была уничтожена пожаром.

Над озером на горе в 1861 году на собранные «всем миром» деньги жители деревни построили каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Он был белый с ярко-синим с золотыми звездами куполом, богатый росписями и красивыми иконами. По воспоминаниям старожилов на праздники в церковь собиралось множество народа – жителей окружающих деревень.

10.jpg michailspb

Последним священником, служившим в этом храме был отец Василий Стручков. Приходской священник преподавал в училище Закон Божий. Отец Василий, по словам прихожан, был добрый и отзывчивый человек. В 1935 году, когда храм закрыли, его арестовали, и о дальнейшей его судьбе нет никаких сведений.

4.jpg michailspb

После прекращения богослужений в церкви разместился клуб, здесь проводились танцы, показывали кино, потом храм использовали под склад зерна, а затем и удобрений. Удобрения разъели штукатурку, исчезли настенные росписи. Когда разобрали крышу, вытащили окна, храм начал быстро разрушаться.

1.jpg michailspb

Первые сестры появились у руин церкви летом 1991 году. Все, что осталось, голый осыпающийся кирпич, зияющие оконные проемы, на месте алтаря – груды мусора; покосившиеся кресты старого кладбища поросли бурьяном. На развалинах был отслужен первый молебен, и началась жизнь на этом месте - ежедневный упорный, зачастую изнурительный труд. Так просто родилась новая обитель. Ее сестрами стали монахини София и Вера, а тогда, в 1991 году – Мария Прокопьевна Артеменко и Анастасия Сергеевна Новикова. Они приехали сюда вместе с духовником обители, в то время настоятелем Санкт-Петербургского храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии иеромонахом Лукианом (Куценко) и прихожанами церкви. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) монастырь возник как сестричество этого храма.

9.jpg michailspb

Первый постриг состоялся 13 октября 1991 года накануне праздника Покрова Божией Матери. В сам праздник Покрова в разрушенном храме служили первую Литургию. На первый престольный праздник приехало 29 паломников, как тогда казалось – огромное множество людей. Так было положено начало. Сейчас в обители 26 сестер, в том числе 6 монахинь и 11 инокинь, управляет ею настоятельница монахиня Лукиана (Рысева).

5.jpg michailspb


За 8 лет существования монастыря проделана большая работа: полностью восстановлен храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса, трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских – основателей монашества на Руси, а также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. За территорией монастыря старый дом, где жили вначале сестры, переоборудован под гостиницу, другой – для представительских целей. В 1997 году в соседней деревне Пирозеро открыт монастырский скит.

12.jpg michailspb

В каждом монастыре есть свои святыни – особо почитаемые чудотворные иконы, мощи святых. Эти святыни охраняют, оберегают обитель, служат для ее насельников видимым знаком милости Божией. Тем более, молодой монастырь нуждается в такой святыне, не имея установившейся традиции духовной жизни, не имея молитвенного предстательства перед Богом живших здесь раньше монахов-подвижников. После образования сестричества много было приложено усилий и вознесено молитв о даровании особо почитаемой святыни обители, посвященной Богородице. В феврале 1992 года одному из монашествующих в тонком сне было явление Божией Матери – Пресвятая Богородица, стоя на Тервенической земле, указывала на икону, лежащую у Ее ног, из-под которой струилась вода.

6.jpg michailspb

8.jpg michailspb

Весной на месте, указанном Божией Матерью, был обнаружен источник, воды которого были освящены.  Обретенная икона Божией Матери и вода источника считаются исцеляющими. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) почитаемая икона, сначала именовавшаяся Касперовской, именуется как Тервеническая икона Божией Матери.

11.jpg michailspb


Сегодня Тервеническая икона Божией Матери находится в южном приделе Покровского храма – главного храма обители. В монастыре также благоговейно хранятся частицы мощей святых Сергия Радонежского, Макария Киевского, Даниила Переяславльского, Нила Столобенского, Ионы Одесского.

13.jpg michailspb



47News по материалам,
предоставленным читателем Михаилом