В субботу, 5 ноября, начнется новый, наиболее интересный для избирателей этап избирательной кампании – с этого дня закон разрешает кандидатам, политическим партиям вести предвыборную агитацию в средствах массовой информации. Этот этап продлится 28 дней и позволит избирателям узнать больше о тех или иных партиях и кандидатах, сформировать свою позицию в отношении них с тем, чтобы в день голосования 4 декабря осознанно сделать свой выбор.

Вот что рассказала корреспонденту 47News пресс-секретарь Избирательной комиссии Ленинградской области Виктория Полякова:

В выборах депутатов Законодательного собрания Ленобласти пятого созыва примут участие региональные отделения 4-х партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР.

В 25-ти одномандатных избирательных округах баллотируются 123 кандидата. Среди них: 25 – от партии «Единая Россия», 24 - от КПРФ, 24 - кандидаты ЛДПР, 21 человек представляют партию «Справедливая Россия». 29 зарегистрированных кандидатов выдвинуты в порядке самовыдвижения.

В выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва примут участие все 7 политических партий, действующих в нашей стране: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко».

Необходимо отметить, что агитация в формах выпуска листовок, встреч с избирателями и т.п. могла осуществляться кандидатами и партиями ранее – с момента выдвижения.

В соответствии с требованиями закона все печатные (и аудиовизуальные) предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) материалы, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. При этом, отсутствие хотя бы одной из перечисленных позиций делает агитационный материал незаконным.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией.

Размещение предвыборных агитационных материалов в других местах (на домах, в каких-либо помещениях и т.п.) разрешается только с согласия и на условиях собственников и владельцев этих объектов. При этом запрещается размещать агитационные материалы, в том числе, на памятниках, зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Все материалы, перед началом их распространения обязательно должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию.

О том, где будут проходить встречи кандидатов, партий с избирателями, граждане могут узнать в территориальной избирательной комиссии, а также в местных газетах.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов кандидатов, партий. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц не достигших совершеннолетия.

Итак, с 5 ноября – наряду с перечисленными способами предвыборной агитации – партии и кандидаты получают возможность рассказать о себе, о своих программах в средствах массовой информации (в газетах, по радио, на телевидении). Агитационный период в соответствии с законом должен завершится за сутки до дня голосования, то есть 3 декабря в ноль часов. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Средства массовой информации обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, партиям, выдвинувшим списки кандидатов. Редакции печатных зданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, партии, в том числе путем изменения тиража и периодичности выхода издания.

Кандидат, партия не могут агитировать в СМИ за других кандидатов или другие партии. Однако кандидат, выдвинутый той или иной политической партий, вправе использовать предоставленное ему эфирное время и печатную площадь для агитации за выдвинувшую его партию, а также за других кандидатов, выдвинутых этой партией. Партия может агитировать за любого выдвинутого ею кандидата. Агитация за кандидата, партию, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, партий, запрещается.

Зарегистрированным кандидатам и партиям запрещается использовать эфирное время на телевидении с целью агитации против других кандидатов и партий, описывать возможные негативные последствия в случае избрания кандидата, допущения к распределению депутатских мандатов той или иной партии, и в целом распространять информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, партии, выдвинувшей кандидата, список кандидатов. Однако, этот запрет не распространяется на теле- и радио- дебаты.

Во всех агитационных материалах, размещаемых в печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, какой партии произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы размещены безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее 23 ноября обязана опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети Интернет.

Предвыборные программы, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в Интернете), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц партий, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

Кандидатам, партиям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается вручать избирателям денежные средства, подарки, иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары (за исключением печатных материалов), предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, иными словами осуществлять подкуп избирателей.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Если у избирателя возникают какие-либо вопросы в ходе выборного процесса, он видит факты, свидетельствующие о нарушении закона при ведении агитации (не говоря уже о явных правонарушениях, так или иначе связанных с выборным процессом), он может обратиться в правоохранительные органы, Леноблизбирком, или связаться с территориальной избирательной комиссией.