Два рыбака пропали на Ладожском озере три дня назад. Их поиски с помощью плавсредств МЧС осложнены волнениями воды. Задействовать вертолет в поисках пропавших в ведомстве отказались, сообщив родственникам, что воздушное пространство закрыто на двое суток. Но уже не из-за погодных условий, а в связи с прилетом высоких гостей.
В последний раз на связь двое рыбаков-любителей Анатолий Иванов и Анатолий Ананьев, которые 26 октября ушли на лодке-казанке на остров Кареджи (излюбленное место всех всеволожских рыбаков), выходили днем 29-го. Они интересовались прогнозом погоды и силой ветра, говорили о том, что собираются проверить сети, установленные метрах в 20-ти от берега. Утром в воскресенье на звонки родных никто уже не отвечал — телефоны были выключены. Обеспокоенные родственники сразу же обратились в МЧС.
Как рассказала невестка Иванова, в ведомстве им сказали, что накануне около пяти часов вечера им поступил звонок от рыбака, который видел в районе острова Зеленец (это примерно 12 километров по воде от Кареджи) пустую лодку. Эту заявку в МЧС как раз планировали начать проверять. Обследование акватории на лодке в воскресенье не принесло никаких новостей, тем более что на Кареджи из-за больших волн зайти спасателям не удалось. Продолжить поиск в понедельник не оказалось возможным также из-за плохой погоды.
Во вторник, 1 ноября, на Кареджи добрался друг пропавших. Он, по словам родных, нашел там документы Иванова и Ананьева, один из трех мобильных телефонов, в оставленной рядом с шалашом посуде скопилась вода. Судя по обстановке, сворачивать лагерь любители рыбной ловли не собирались. О своих находках мужчина сообщил родственникам, те, в свою очередь, - в МЧС. В тот же день спасатели вышли к острову, при этом они, как уверяют в семействе Ивановых, постоянно просили сориентировать их на местности.
На острове никого сотрудники МЧС не нашли. Тогда родные пропавших подняли вопрос о том, почему в поисках не задействуют вертолет. В МЧС Ленобласти, как с возмущением утверждает невестка Иванова, на этот вопрос дежурный ответил, что «с помощью вертолетов только в кино спасают». После чего трубку у него забрала женщина и, смягчая сказанное, уточнила, что вертолет используют только в светлое время дня. Тогда родственники обратились в Северо-Западный региональный центр МЧС. Там их и вовсе огорошили, сказав, что в связи с прибытием президента Медведева в регионе закрыто воздушное пространство.
Эту информацию в СЗРЦ подтвердили, отметив, что, по их данным, областное МЧС (на балансе которого действительно до сих пор нет вертолета) якобы решает вопрос с арендой вертолета в Пулково. В региональном управлении спасательного ведомства эту информацию не подтвердили, сказав, что если пространство закрыто, то оно закрыто для всех. При этом отметили, что при острой необходимости вопрос о поднятии в воздух вертолета будет решаться.
Пока этот вопрос родные пропавших рыбаков решают сами, в частном порядке. Они пытаются найти коммерческих перевозчиков, которые взялись бы провести поиск над Ладожским озером. Пока безрезультатно. Возможно, по той же причине.
МЧС и власти разных уровней неоднократно поднимали проблему ответственности горе-рыбаков, для спасения которых в сложных погодных условиях (в первую очередь имеются в виду зимний и весенний сезоны) приходится задействовать колоссальные силы и средства. Однако еще ни разу вопрос спасения не упирался в «закрытость» воздушного пространства — ведь это не «покатушки», а все-таки поисково-спасательная операция, хотя бы и ради двух жизней.
Татьяна Востроилова