Уже в следующем году чиновники Ленинградской области перестанут пользоваться бумагой и перейдут исключительно на электронный документооборот. Губернатор убеждает подчиненных, что развить эту систему можно быстро, специалисты настаивают на «системности». Между тем, популярными электронными услугами население сможет воспользоваться не скоро.

ВСЕМ ПО "ЯБЛОКУ"

Если бы развитие электронного документооборота в Ленинградской области зависело от того, насколько чиновники региона оснащены современными средствами коммуникации, то губернатор мог бы смело заявить: «готовы». Корреспондент 47News с удовлетворением отметил, что на видеоконференцию с главами муниципальных образований практически все чиновники уровня руководителей ведомств явились с IPad (еще недавно с этим гаджетом можно было увидеть только вице-губернаторов). Для чего им больше нужен планшетный компьютер — для подготовки к выступлениям, для избавления от скуки во время совещаний (многих можно застукать за чтением электронных газет или играми) или это просто дань моде (некоторые даже не включают устройство, а просто кладут на стол) — пока выяснить не удалось. Но факт остается фактом: областные чиновники изо всех сил тянутся к техническим новинкам.

 

БЮРОКРАТИЯ НАВСЕГДА

Впрочем, как бы ни хотелось, но на развитии информационных технологий в Ленинградской области в целом эта техническая оснащенность гражданских служащих влияет мало. Как известно, бюрократические процедуры чрезвычайно тормозят жизнь любого государственного аппарата. «В последнее время количество документов не уменьшается, а увеличивается, потому что увеличивается объем задач, которые надо решать. В том числе и население более требовательно относится к удовлетворению их государственными и муниципальными услугами», - отметил, к примеру, губернатор 47 региона Валерий Сердюков. Он также напомнил, что чиновники Ленинградской области зачастую оторваны от населения, потому что не дают возможности людям поучаствовать в обсуждении тех или иных проектов, а только ставят их перед фактом одной фразой: «принято».

 

«ДОКУМЕНТЫ ХОДЯТ МЕСЯЦАМИ»

Казалось бы, куда проще перевести всех чиновников на так называемый электронный документооборот — когда все документы создаются и используются в компьютерном виде. При умелом подходе это может значительно ускорить работу госорганов. Однако, несмотря на то, что задача по переходу на электронный документооборот поставлена самим президентом, в Ленобласти ее реализовывать как-то не спешат. «Есть документы, которые месяцами ходят по кабинетам. Это не дело! Задача поставлена много лет назад, но решается крайне плохо», - заметил Сердюков.

Впрочем, чиновники профильного ведомства на этот счет придерживаются совершенного иного мнения. Как рассказал на совещании и.о. главы комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области Олег Макаров, развитие электронного документооборота находится на переходном этапе. То есть работа ведется вовсю, но конца и края ей пока не видно. К слову, доклад о развитии электронного документооборота Макаров читал с листа - видимо, постеснялся использовать планшетник, который у него вроде как имеется.

 

ЧТО СУЛИТ ГОД 2012-й?

Судя по докладу Макарова, для того, чтобы создать полноценную систему электронного документооборота, необходимо решить множество задач. К примеру, специалистам надо будет настроить и оснастить все рабочие места соответствующим программным обеспечением, а также организовать взаимодействие системы электронного документооборота всех органов власти. Еще одна задача - создать защищенную информационно-коммуникационную среду региональной системы, которая позволит обмениваться электронными документами с применением средств шифрования, например, электронной цифровой подписи. (Основным лицензионным программным обеспечением для создания информационных систем «электронного правительства» Ленинградской области выбран и закуплен продукт компании Software AG «webMethods BPM Suite»).

Все это требует определенных временных и материальных затрат. Для начала планируется создать некую "опытную зону" в Выборгском, Лужском, Приозерском районе и Сосновоборском городском округе, а уж затем заменить бумажный документооборот на электронный. А полный переход на электронный документооборот ожидается к концу 2012 года.

 

КОГО ЗАЩИЩАЕТЕ?

Главам администраций пилотных районов с трудом удалось подтвердить свое согласие в проекте. «Связь идет с задержкой на 30 секунд, я лишь скажу, что мы готовы вступить», - выдавил из себя глава администрации Сосновоборского городского округа Владислав Голиков во время конференц-соединения. Глава администрации Лужского района Владимир Ейбогин по той же причине был краток, но также выразил согласие.

Под конец доклада Макаров пригласил муниципальных чиновников на семинар, на котором будет рассматриваться вопрос о защите информации в структуре новой системы документооборота.

- У нас еще нет электронного документооборота, а вы уже защищаете что-то. Что вы защищаете? В этом году у вас ноль готовности, в следующем — ноль. Мы создаем структуры, акты, а фактически ничего не готово, - возмутился губернатор.

- Полноценного электронного правительства сейчас действительно нет, идет подготовительный этап, - напомнил свою мысль Макаров. Он пояснил, что, мол, к созданию такой важной структуры нужно подходить «системно», создавать «единую среду». «Электронное правительство могло работать еще два года назад, система должна создаваться из составных частей», - отмел аргументы Сердюков. Впрочем, Макаров сдаваться не собирался, наверняка, во многом потому, что два года назад ведомством руководил совершенно другой человек. Он напомнил о том, что для создания электронного правительства нужны большие средства. К примеру, Татарстан выделяет на развитие каналов связи только за год 300 миллионов рублей, а в Ленобласти каналы еще не созданы, потому что нет денег. Да и работать с «Таттелекомом», часть акций которого находится у татарстанского правительства гораздо легче, чем убеждать частные структуры в необходимости развития электронных систем.

- Что нам мешает на базе «Ленсвязи» организовать каналы? - пришла мысль Сердюкову.

- Наверное то, что «Ленсвязи» давно не существует, - ответил исполняющий обязанности главы комитета.

 

КОГДА ВСЕ БУДЕТ?

Под конец глава региона напомнил об элементах электронного правительства, которых ждут все жители Ленинградской области — о возможности виртуально записаться к врачу и в детский сад. «Документооборотом, конечно, заниматься необходимо, но сегодня нужно заниматься оказанием всех государственных услуг. Это и услуги социальной сферы, услуги коммунального хозяйства, а электронная запись к врачу и в детские сады должна быть сделана до 1 декабря», - потребовал Сердюков.

Напомним, что глава 47 региона не первый раз поднимает данную тему. Зимой он требовал, чтобы электронные очереди были введены летом, теперь получается, что осенью требует, чтоб они были введены зимой.

Впрочем, по мнению наблюдателей, электронная запись на прием к врачу появится в Ленинградской области не раньше середины 2012 года — именно эта дата стоит в долгосрочной целевой программе, которая была принята в феврале этого года. «Комитет ограничен программой, в которой заложены сроки», - считают эксперты 47News. Что касается электронной очереди в детские сады, то по словам Макарова, сейчас создан прообраз системы, она будет тестироваться и после этого выйдет в свет.

Пока же жителям Ленинградской области доступны услуги органов ЗАГС (запись, получение свидетельства о браке и т. д.), а в Гатчине запущен пилотный проект записи в медучреждения Гатчинского района.  По словам Олега Макарова, в ближайшее время будут запущены государственные услуги сферы образования. Точные даты и перечень самих услуг не уточняются.

 

Юлия Гильмшина, 47News