Результаты электронного аукциона по продаже контрольного пакета ОАО «Русского торгово-промышленного банка» могут быть аннулированы. Уже на следующий день после того, как 50% и три акции приобрела за 250 миллионов рублей неизвестная московская компания «Амелис+», Главное управление Центробанка по Ленобласти подало иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга о признании сделки ничтожной. Согласно инструкциям Центробанка, организаторы и победитель аукциона нарушили условия по предварительному согласованию с ЦБ приобретения акций кредитной организации. Поэтому ЦБ заявляет, что победитель такого согласования не получал.

Контрольный пакет акций ОАО «Русского торгово-промышленного банка», принадлежащий должнику ОАО «Восточно-европейская финансовая корпорация» и находящийся под арестом в рамках уголовного дела о хищении 1,8 миллиарда рублей бюджетных средств Ленобласти в 2009 году, был продан 29 августа 2011 года на электронном аукционе. Купила его за 250 миллионов 132 тысячи рублей неизвестная московская компания ООО «Амелис+». Сама эта фирма зарегистрирована в конце января этого года, имеет уставной капитал в 10 000 рублей и не вызывает доверия в Центробанке.

Пакет, ранее принадлежавший группе «ВЕФК», продавался в интересах правительства Ленобласти, которому в «Рускобанке» принадлежит 25%+1 акция (блокирующий пакет). Целью продажи было получение средств для частичного погашения долгов, образовавшихся после управления активами правительства Ленинградской области Александром Гительсоном, находящимся ныне в розыске.

Аукцион проводило территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области. Сама же процедура проведения была стандартной: комиссия под председательством замруководителя управления Росимущества в Ленобласти Валерия Совершаева подвела итоги приема и регистрации заявок по продаже акций в «количестве 251637541 штука, номинальная стоимость одной ценной бумаги – 1 руб.».

16 августа 2011 года «Комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона следующих претендентов»:

- ЗАО «Сити Инвест Банк»;

- ООО «РосТрансСтрой»;

- ООО «Редут»;

- ООО «Амелис +».

Все они внесли залог по 20 миллионов рублей. Стартовая цена лота была 199,550 тысяч рублей. «Шаг» на торгах равнялся 200 тысячам рублей, а победитель был обязан внести деньги в течение пяти дней с момента подписания протокола о выборе победителя.

Но практически сразу выяснилось, что аукцион прошел не по правилам. Так, источник 47News в Центробанке заявил следующее: «Если пакет продаваемых акций в любом российском банке составляет более 20 процентов, то, согласно приказу Центробанка, каждый претендент обязан пройти проверку. То есть – показать чистые активы, быть на рынке более трех лет и так далее. Этот нормативный документ создан для защиты вкладчика и имеет целью исключить возможность приобретения акций кредитной организации за счет заемных средств, что является гарантией безопасности клиентов банка. Центробанк анализирует баланс, определяя чистые активы покупателя - то есть то, с чего официально находится на балансе претендента и с чего уплачены налоги, после чего устанавливает для такой компании предел суммы, за которую она может приобрести пакет свыше 20 процентов».

По данным 47News, еще в июле этого года ГУ ЦБ по Ленобласти информировало Фонд имущества 47 региона о наличии подобной процедуры отбора претендентов. К слову, сейчас в правительстве Ленинградской области всячески открещиваются от того, что профильные ведомства были проинформированы о необходимости всех претендентов на покупку акций пройти проверку и считают, что вся ответственность лежит исключительно на управлении Росимущества в Ленобласти. По крайней мере, так заявили в аппарате вице-губернатора — председателя комитета по управлению государственным имуществом Александра Дрозденко, а также пояснили, что сам чиновник находится в отпуске, поэтому «вряд ли в курсе истории». Примерно такой же ответ получил корреспондент 47News и в аппарате вице-губернатора — председателя комитета финансов Дмитрия Кирина.

Между тем, не заявлял о необходимости выше описанной процедуры и организатор аукциона. Отметим, что несмотря на это, предприятия «Сити Инвест Банк» (не имеют отношения ЗАО КБ «Ситибанк») и «РосТрансСтрой» сами предоставили соответствующие документы в Центробанк.

В результате же выиграла «Амелис+». По мнению некоторых экспертов, «Амелис+» имела инсайдерскую информацию о предельной цене, согласованную с ЦБ для одного из вышеназванных претендентов, поэтому торги и остановились на сумме 250 132 000 рублей. Любопытно, что по данным одного нашего собеседника, представитель «Амелис+», уже вышел на руководство «РосТрансСтроя» с предложением продать им свое новое приобретение.

По данным 47News, уже на следующий день ГУ ЦБ по Ленобласти обратилось с иском в Арбитраж о признании результатов аукциона недействительными. В исковом заявлении, подписанном начальником ГУ Ириной Петровой, перечисляются допущенные нарушения - в том числе, речь идет и об игнорировании нормативного акта Центробанка о проверке претендентов. В случае удовлетворения иска сделку признают ничтожной, «Амелис+» не будет возвращен залог в 20 миллионов рублей.

47News связалось с несколькими менеджерами среднего звена «Рускобанка». Все они на условиях анонимности рассказали, что «подобные кривые аукционы лишь дестабилизируют работу банка», «из-за ареста контрольного пакета, уже два года нет возможности провести собрание акционеров, и главная проблема банка была именно в неэффективности управления, теперь же все надо начинать сначала», «из-за невозможности провести формальные процедуры прибыль трехлетней давности не могут выплатить акционерам», «у нашего банка нет проблем с активами - около 30 филиалов по области, где производится выплата пенсий, серьезные активы в недвижимости, банк выполняет все свои обязательства и готов дополнительно размещать средства в кредиты для юридических и физических лиц, но «свистопляска» вокруг банка только отпугивает клиентов, заставляя их занять выжидательную позицию».

Единственный кто сразу ответил на вопросы журналистов – это председатель совета директоров «Рускобанка» Александр Яковлев (экс-вице-губернатор Ленинградской области, ушел в отставку после обнародования истории с «пропавшими миллиардами»).

- Александр Иванович, Вы в курсе, что ГУ Цетробанка по Ленобласти подало иск в арбитраж иск о признании результатов аукциона о продаже контрольного пакета «Рускобанка» недействительным?

- В курсе.

- Как Вы прокомментируете ситуацию?

- Ирина Петрова правильно сделала, ведь были нарушены условия аукциона. Должны были быть согласования с ними. Их же не было. Компания «Амелис +» и у меня вызывает удивление.

- Кому бы Вы позвонили по этой истории, если были журналистом?

- Я бы позвонил руководителю ФАГИ (Федеральное агентство государственного имущества — прим.ред.), ну и в саму компанию «Амелис+».

- Вы заранее знали участников аукциона?

- Нет.

- Вы можете что-то добавить?

- Могу успокоить – банк работает. У нас никаких проблем нет - проводятся платежи, вклады - все отлично. Таких, как мы – тех кто работает с пенсионным фондом - не много.

Получить же комментарии в управлении Росимущества в Ленобласти не удалось — как пояснили в приемной, разговаривать со СМИ имеет право только сам Валерий Совершаев, но по его городскому телефону слышались лишь гудки.

P.S.

Также один из собеседников сообщил 47News о том, что по его мнению, и «Амелис +» и «Редут» могут иметь отношение к бизнес-структурам скандально известного, а ныне находящегося под арестом с ноября 2010 года столичного бизнесмена Матвея Урина. А именно: его структуры, бизнес которых строился на скупке средних банков и выводе оттуда активов, лишь в начале лета этого года прекратили попытки купить «Рускобанк». Ведь ранее правительство Ленобласти уже получило от Урина 440 миллионов рублей за право распоряжаться долгами «ВЕФКа», совладельцем которого был ныне находящийся в розыске Александр Гительсон. Так, 15 июня 2011 года в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области поступил иск от ЗАО «ТК «К-Трейдер» (компании, за которой стоит Урин) с требованием к комитету финансов Ленобласти возвратить эти 440 миллионов рублей.

Следует отметить, что «Рускобанк» на сегодня имеет самое широкое представительство в Ленинградской области и его клиентами являются не только областные компании, но и большое количество обыкновенных граждан. Исходя из этого правительству Ленобласти не мешало бы задуматься над принятием конкретных мер по скорейшему разрешению неопределенности вокруг «Рускобанка».


Юлия Гильмшина,

Евгений Вышенков,

47News