В начале июля этого года президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые разрешили заход яхт под иностранным флагом во внутренние водные пути России. В правительстве Ленинградской области сразу поняли: первыми на пути европейских яхтсменов будут Нева, Ладожское озеро, а также реки Волхов и Свирь.
После подписания указа власти Ленобласти сразу вспомнили о том, что яхтенный туризм — дело прибыльное. По статистике, государственные границы Эстонии и Финляндии ежегодно по морю пересекают до 40 тыс. яхт. В комитете по транспорту и транспортной инфраструктуре корреспонденту 47News сообщили, что при создании необходимых условий Ленинградская область могла бы рассчитывать на прием до 20 тыс. яхт (50-60 тыс. человек). Это обеспечит дополнительную выручку предприятий сферы обслуживания в размере 1,5 млрд. руб. и создаст новый кластер экономики Ленинградской области на 3 тыс. рабочих мест.
«С развитием инфраструктуры возможно ожидать как увеличения численности маломерного флота, так и активизации эксплуатации имеющегося флота. Эксперты оценивают общий объем услуг на этом рынке в регионе Ладоги до 8 млн. евро ежегодно», - говорит председатель областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Николай Янченко.
Кроме того, за последнее время увеличилась востребованность у россиян такого отдыха как чартер парусных судов. В Москве и Санкт-Петербурге действует более 50 фирм, представляющих как зарубежные чартерные агентства, так и являющиеся операторами собственных программ.
Но, как признают сами чиновники, в настоящее время, водный потенциал в индустрии яхтенного туризма реализуется, как минимум, недостаточно.
По словам Янченко, виной тому - отсутствие развитой причальной и туристской инфраструктуры и квалифицированных кадров. Также проблема заключается в том, что туристские продукты плохо адаптированы к потребителям «с воды». Да и в целом отсутствует имиджевое позиционирование Ленобласти как территории водного отдыха и туризма, отдыхающим зачастую не предоставляется систематизированная информация о «водных» достопримечательностях.
Эти проблемы в ближайшее время правительству Ленинградской области придется решать. Перво-наперво планируется создать яхтенную инфраструктуру на Неве. В комитете говорят, что программа - максимум — создать главной водной артерии имидж «Невского проспекта».
На данный момент сказать, где конкретно появятся объекты обслуживания маломерного флота, нельзя. Но в комитете есть несколько предложений. Так, две стоянки могут быть размещены на территории Всеволожского района — в Невском лесопарке и возле мемориала «Холм Славы» (речь идет о побережье у подножья мемориала в районе полузатопленного причала). Еще две стоянки могут быть расположены в Кировском районе области: у музея «Прорыв блокады Ленинграда», а также в Шлиссельбургской гавани.
О сумме, в которую обойдется реализация данного проекта, пока не говорится. Известно, что о инвестором и заказчиком строительства инфраструктуры выступит ОАО «Леноблпассажиравтотранс», а инженерные решения будут выполнены в 2012-2013 годах. Соинвестором же строительства и управляющей компанией, отвечающей за последующую эксплуатацию инфраструктуры может выступить ООО «Русский яхтинг».
Впрочем, пока все эти идеи — в планах, и о том, что они будут реализованы в самое ближайшее время, речь не идет. Стоит напомнить, что об идее развития водного туризма говорят в правительстве Ленинградской области последние несколько лет. Так, еще в 2009 году вице-губернатор 47 региона Николай Пасяда предложил рассмотреть вопрос возможности открыть транспортное и туристическое движение по Новоладожскому каналу. О том, что Ленобласть удачно сочетает необходимые природные условия для водного туризма говорится постоянно, http://47news.ru/articles/36866/ но дальше планов и рекомендаций дело пока так не сдвинулось.
Юлия Гильмшина, 47News