Сегодня в три часа дня загорелся полигон «Красный Бор», на котором хранятся токсичные и особо опасные химические отходы. Ситуация весьма тревожная, ведь расстояние до ближайших населенных пунктов - не более трех километров, а до Санкт-Петербурга — около 30, всего ничего. Экологи предрекают, что при смене ветра пребывание на воздухе в Северной столице и восточной части Ленобласти может быть опасным. Местные власти просят жителей Тосненского района не выходить из дома и закрывать форточки, но оснований для беспокойства тем не менее не видят.
Сигнал о возгорании на полигоне Красный Бор поступил в МЧС в 15-43. К этому времени пожар уже полыхал во всю мощь, и столбы дыма были видны даже из Колпино, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии наших читателей. В социальных сетях сразу же начали распространяться панические настроения. «Ребята, над Колпино дым, ходят слухи, что горят токсичные отходы в Красном Бору. На всякий случай, сидите дома и закройте окна. Судя по синему дыму - горит что-то действительно странное», - к примеру, сообщает одна из пользовательниц сети «ВКонтакте». «По разным слухам горят разные материалы. Кто-то говорит, что что-то токсичное - лаки-краски или масла», - вторит ей другая.
В областном МЧС сообщили, что возгорание произошло на площади 200 квадратных метров, на место пожара выехали 2 автоцистерны 111 пожарной части, 1 автоцистерна 86 пожарной части, 1 автоцистерна 48 пожарной части Санкт-Петербурга и химическая лаборатория. По данным на 17.40, площадь пожара на полигоне «Красный бор» составила 5 тысяч квадратных метров.
В администрации района корреспондента 47News заверили, что причин для беспокойства не видят. Так, дежурный местной администрации заявил, что ситуация находится под контролем, а ни о каком запахе, дыме в окрестностях, а уж тем более эвакуации населения речи вообще не идет. «Дальше, чем Красный Бор, пожар не распространяется. Воды для тушения хватает. Эвакуацию людей проводить не будем. Пять лет назад и сильнее горело, никакой эвакуации не было», - пояснил сотрудник. В Тосно тем временем проводился праздник выпускников школ, а в соседней Любани заверили, что дыма у них нет.
Единственный представитель власти, который сразу же забил тревогу, оказался депутат МО «Никольское» Виталий Федоров (к слову, он первый прислал фотографии пожара 47News). «Зимой нас заверяли в том, что меры безопасности на полигоне приняты, что гореть он никогда не будет. Это, как понимаете, важно, если учесть, что полигон занимается утилизацией химических и токсических отходов. Как мы видим, говорить о безопасности бессмысленно», - рассказал он и добавил, что ничего удивительного в том, что зимой тревогу бить действительно неактуально, ведь полигон засыпан снегом.
Между тем, по данным 47News, местные власти в срочном порядке развешивали объявления с призывами не выходить на улицу. В 18 часов активисты петербургского отделения GreenPeace обратились во все городские СМИ с просьбой распространить информацию о том, что при смене ветра пребывание на воздухе в Санкт-Петербурге и восточной части Ленобласти может оказаться вредным.
В 19.02 поступила информация от ГУ МЧС по Санкт-Петербургу. Глава ведомства Леонид Беляев, который сейчас руководит тушением возгорания на полигоне, заявил, что содержание вредных веществ в атмосферном воздухе в результате пожара в Красном Бору не превышено. По данным на 18.50, специалисты зафиксировали всего половину ПДК (предельно допустимой концентрации), то есть норма не превышена.
В комитете по природопользованию Санкт-Петербурга, в ведении которого находится полигон, сообщили, что о произошедшем осведомлены, а ситуация находится под контролем. «Сильные порывы Юго-Западного ветра относят дым в сторону Всеволожска. В настоящий момент тлеющее состояние карты. Задействована химическая установка тушения пожаров «Пурга», - сказали в комитете. В комитете по природопользованию администрации Петербурга также пояснили, что причин пожара может быть много - например, простейшая химическая реакция.
Пожар, как оценили ситуацию в петербургском отделении GreenPeace, вспыхнул в карте N64, где хранятся отходы от производства шин и покрышек. И перечень токсичных веществ, которые образуются при сгорании этих материалов, чрезвычайно широк — среди них диоксины, бензапирены, различные мутагенные и канцерогенные соединения, вещества, воздействующие на эндокринную систему. «Причем, - подчеркнули экологи. - Опасность состоит в том, что пожар всегда может перекинуться в следующие сектора, и тогда ущерб для окружающий среды может стать непредсказуемым: каждый сектор содержит свой набор токсичных веществ».
Напомним, решение о создании полигона для хранения особо опасных отходов «Красный Бор» было принято Ленгорисполкомом в 1967 году. Для него было выбрано место на расстоянии 30 километров от города и в 4 километрах от Колпино, в междуречье Ижоры и Тосны. На расстоянии 1-2 километра от полигона находятся такие поселения, как Феклистово, Мышкино, Красный Бор, Никольское. Первоначально предполагалось, что этот участок будет использоваться временно — не больше трех лет.
В «Красном Бору» хранятся промышленные отходы первого и второго класса опасности, как правило, отработанные химические жидкости, в том числе и содержащие ртуть. Радиационных отходов там, по словам экологов, быть не должно — по крайней мере официально.
Общий объем отходов, собранных на полигоне, превышает 2 миллиона тонн. В среднем, за год на полигон поступает около 25 тыс. тонн отходов от 450 предприятий. Петербургские власти уже больше 15 лет не могут навести порядок на полигоне. И о том, что «Красный Бор» окончательно выработал свой ресурс, говорили неоднократно. Несколько раз его пытались модернизировать — например, в 80-х годах вырыли кольцевой и магистральный каналы, по которым должны были уходить в реку Ижора, а дальше в Неву, природные осадки. Теперь туда уходят излишки мазута, ртути, свинца и цинка.
Меры не помогли. И в 1996 году началось строительство завода по переработке промышленных токсичных отходов, который должен был спасти ситуацию. Еще в 1994 году первый зампред правительства Санкт-Петербурга Владимир Путин подписал постановление о мерах по устранению нарушений правил эксплуатации полигона. Однако из года в год сроки строительства откладывались — как гласит официальная версия, по причине недостаточного финансирования. После того как в 2008 Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области привлекло к проблеме внимание полпреда по СЗФО Ильи Клебанова и главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, контроль за полигоном решено было усилить. Власти пообещали ускорить строительство завода — он должен быть сдан в эксплуатацию в 2012 году.
При этом практически каждое лето на территории полигона вспыхивают пожары - четыре за последние 10 лет, по словам экологов, относятся к крупным. «И это заставляет задуматься о том. Что в «Красном Бору» все очень нехорошо, - отмечают «зеленые». - Учета отходов у нас фактически нет, и пожар — великолепная возможность директоров предприятия маскировать свою прибыль». За последние пять лет, по данным GreenPeace, на развитие полигона из бюджета было выделено более полмиллиарда рублей, а также получен кредит ЕБРР на сумму 5,5 миллионов долларов.
Юлия Гильмшина,
Кира Обухова,
Мария Цыганкова