Питерское управление ФСБ направило в Следственный комитет России по СЗФО материалы в отношении семи офицеров милиции, служащих в Ленобласти. По версии «чекистов» они несколько лет получали незаконное вознаграждение от ООО «Балтнефтепровод». Впервые оперативников и их руководство уличили в коррупционных доходах, которые они и их коллеги считали официальными и даже декларировали.

Из УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти на имя руководителя следственного управления по СЗФО Алексея Маякова 8 июня этого года поступили материалы в отношении начальника Криминальной милиции ОВД Кировского района Ленобласти майора Евгения Веденеева, начальника ОБЭП Кировского ОВД майора Михаила Родионова и еще пяти оперуполномоченных. По данным 47News, в рапорте об обнаружении признаков преступления по статье 290 УК РФ (получение взятки) было написано, что данные сотрудники «получали вознаграждения в виде денежных средств, перечисленных на карты за проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений против коммерческой организации, то есть, используя свое служебное положение».

Также по данным источника в следственных органах, в материале находятся банковские выписки, прямо указывающие на то, что в период с 2007 по нынешний год бухгалтерия ООО «Балтнефтепровод» перечисляла на личные банковские карты двум руководителям Кировского ОВД и пяти оперуполномоченным деньги за раскрытия преступлений. Алексей Маяков подтвердил 47News информацию: «По этому поводу проводится проверка. Ничего комментировать сейчас я не буду, потому что я должностное лицо, свое личное мнение высказывать не могу. Проверка будет проводиться пару недель».

Как выяснили журналисты 47News, по территории Кировского района Ленинградской области проходит магистральный нефтепровод «Палкино-Приморск», эксплуатируемый ООО «Балтнефтепровод», а практика несанкционированных врезок в нефтепровод широко известна в области. Контролирует безопасность нефтяного потока мобильные службы безопасности этой компании, которые в случае установления врезок, информируют местное ОВД, после чего соответствующие оперативно-розыскные мероприятия должны проводить оперативники отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Чем, собственно, они и занимались.

Пикантность ситуации, судя по материалам, представленным в следствие, заключалась в том, что после каждого возбужденного уголовного дела, на счета оперативных работников переводились деньги.

Так по данным 47News, начальник КМ Веденеев получал по 40 тысяч рублей за раскрытие, начальник ОБЭП Родионов - по 25 тысяч рублей, а рядовые исполнители - по 10 тысяч рублей. Эти суммы переводились официально согласно рапортам в финансовую службу компании заместителя начальника службы безопасности ООО «Балтнефтепровод» Гребенюка, ранее работавшего в МВД. На вопрос 47News, заданный начальнику службы безопасности Александр Моргальникову, «может быть, люди, которые не сделали ничего криминального, просто попали под «раздачу?» он ответил: «Может быть, у нас с вами и общая позиция. Но давайте так я скажу: то, что от меня нужно - документы, которые все обосновывают - я представлю. Давайте без комментариев, я сейчас общаюсь со следователем. Попозже пообщаемся, недели через две. Это работа, а у меня маленький ребенок». К слову, в приемной компании корреспонденту 47News сообщили, что Гребенюк уволен, а причины и сроки оставления им должности объяснять отказались, сославшись на секретность.

Сам начальник ОВД полковник милиции Валерий Дианов сказал: «Не имею право точку зрения высказывать, потому что единственный, кто может высказать точку зрения – следователь». До начальника КМ нам дозвониться не удалось, а Михаил Родионов дословно ответил корреспонденту следующее: «Обратитесь в пресс-службу ГУВД, там получите разъяснение. Иной точки зрения, кроме процессуальной, у меня быть не может. Без комментариев, мне некогда».

Согласно источнику в управлении кадров ГУ МВД, им уже поступил официальный запрос от следователя Жукова по поводу доходов семи сотрудников Кировского ОВД. Любопытно, что, по словам работника кадров, начальник КМ Веденеев в своей справке о доходах за 2010 год, даже указал эти самые 40 тысяч рублей.

По нашим данным, в своих объяснениях следователю руководитель криминальной милицией сослался на то, что считал такое стимулирование законным. Необходимо отметить, что стимулирование не сильно повлияло на раскрываемость в части несанкционированных врезок в нефтепровод. Так, по данным следствия, в 2009 году было возбуждено одно уголовное дело, в рамках которого на пару дней было задержано два человека по обвинению в хищении, но которое было прекращено на основании отсутствия прямых доказательств их вины. В 2010 году было возбуждено два уголовных дела, а в марте 2011 года принято к производству последнее.

Несмотря на то, что федеральный закон о госслужбе запрещает получать вознаграждение от коммерческих структур, мнения на этот счет расходятся. 47News провел блиц-опрос по данному прецеденту. Сотрудники МВД стали на сторону коллег, мотивируя это тем, что, во-первых, «ребята получали деньги после раскрытия, а не до», а во-вторых, ничего и не скрывали. Так, самым ярким выступлением в защиту сослуживцев стал такой текст: «Все как в юмореске про «Нашу-Рашу»: «Поздравляем их с раскрытием! А нас надо понять и простить».

Другая часть опрошенных, заняла иную сторону. Генеральный директор АЖУРа Андрей Константинов так прокомментировал эту ситуацию: «В авиации существует понятие – забросы оборотов двигателя. Это приводит к катастрофе. Судя по всему, у них произошел заброс в головах. Невозможно честно получить такое вознаграждение, потому как никто не отменял Закон о полиции. Другое дело, что практика жизни может и должна отличаться от теории права. Но это не означает, что нужно вести себя, как герои песни Высоцкого «мы всегда так живем». Эти полицейские напоминают мне посетителей театра, заявившихся на представление со своей водкой и закуской и начавшие возмущаться, что их попросили на выход. Мол, «чего вы как эти». Для тех, кто не понял там табличка: «Приносить и распивать - категорически запрещено».

Репортеры 47News поинтересовались мнением депутата ГосДумы от ЛДПР Андрея Лебедева, члена коллегии ГУ МВД: «Как бывшему опер, мне всегда хочется быть на стороне опера. Это не искоренить. Ничего «особливого» я здесь не вижу. Усматриваю некие правильные с точки зрения ФСБ, конечно, движения. Особенно в преддверии кадровых перестановок в Кировском ОВД. А если уж совсем честно, то мне хочется, чтобы полицейский перестал быть простофилей, которого можно вот так легко прижать. Опер должен быть изворотливым, хитрым, быстрым, опасным, если хотите. И жуликам хлопотно и ему полезно. И еще: а отчего же начальнику в четыре раза больше? Вот если бы наоборот, то я бы его зауважал. А тут… Ну что это такое?».


Евгений Вышенков,
Юлия Гильмшина,
47News