В новогодние каникулы российско-финскую границу, по данным Северо-Западного таможенного управления, пересекли 300 тысяч человек. И каким-то образом обошлось без многочасовых очередей на пограничных переходах (предыдущие – ноябрьские - праздники для путешественников обернулись кошмаром: редкие счастливчики потратили прохождение границы меньше пяти часов, рекорд, поставленный в Торфяновке, равнялся 14 часам). Каким же образом удалось пограничникам и таможенникам исправить положение сейчас? Стали лучше работать? И навсегда ли это?

На эти вопросу Online812 ответил Михаил СМОЛКИН, глава СЗТУ Федерального агентства по обустройству государственной границы.

 

- Так почему граница оказались не такой загруженной, как все опасались?

- Большую помощь нам оказал поезд «Аллегро»: насколько я знаю, на новогодние каникулы все места были распроданы. И еще из Москвы пустили дополнительный поезд, он тоже нас здорово разгрузил. Все новости сообщали, что в Финляндии дорожники плохо справляются со снегом, что ехать туда небезопасно – еще один нюанс, который слегка разгрузил границы, ибо кто-то, возможно, передумал ехать. Так или иначе, поток в 300 тысяч – по 500 машин в сутки на каждом пункте – не превысил ту пропускную способность, на которую мы ориентировались.

- Какие-нибудь новые подходы на пунктах пропуска использовали?

- Установили web-камеры на всех пограничных пунктах. С этими камерами и с сайтом nagranitse.ru граждане могли сами выбирать время поездки и пограничный пункт, так что потоки распределялись равномерно. Правда, для грузовиков граница была закрыта, так что теперь они образовали свою очередь – до пятисот машин. Но она уже рассасывается. Кроме того, на границе организовали реверсивное движение, то есть в начале каникул, когда весь поток шел отсюда, часть кабин на встречных пропускных пунктах переориентировали, чтобы они работали с тем потоком, который уезжает. Конечно, у нас теперь получалось, что отъезжающий сначала проходит таможню, а потом уже паспортный контроль, но мы перестроились. В конце каникул обратная перестройка не понадобилась: поток стал совсем редкий. Таким же образом в пиковые часы работают 36 пропускных пунктов в пассажирском порту на «Морском фасаде». Кстати, именно оттуда мы берем дополнительных сотрудников, чтобы укомплектовать все окна в каждом пропускном пункте на сухопутных границах.

- Говорят, финны так же испугались нашего потока и поэтому временно завербовали пограничников-эстонцев?

- Это неправда. Все-таки главное достижение – это именно распределение потока, а не скорость прохождения границы. Хотя работали они быстро, мы заметили. Что касается привлечения для работы на границе сотрудников иных государств, то эта идея и нам кажется здравой. Только надо ее иначе применять. Скажем, для того чтобы попасть из России на Украину, надо пройти не две границы, а одну. Мы договорились с украинцами, и они работают за обе стороны.

- Какой день на границе оказался самым напряженным?

- 4 января через Торфяновку прошло 450 машин и 25 автобусов, через Брусничное соответственно 500 и 15, через Светогорск 150 и 5. В остальные дни на каждом пункте было не более сотни машин. В обратном направлении пробок вообще не было, даже 9 - 10 января. Вообще все едут в Хельсинки, на шопинг и в аэропорты. Но, чтобы не стоять в очереди, многие согласны ехать кружным путем.

Ожидается, что в февральские-мартовские праздники граница будет работать в обычном режиме: без реверсивного движения и портовых рекрутов. Затевать такую перестройку ради трехдневных праздников пограничники не намерены. А по майским праздникам пока решения нет.

 

Нина Астафьева, "Город 812" (подробнее - в номере от 24 января 2011 года)