С декабря 2010 года между Хельсинки и Петербургом курсирует поезд «Аллегро», который, как было заявлено всеми официальными лицами, намного превосходит по комфорту ходившие раньше «Сибелиус» и Репин». Новое транспортное средство протестировал лично Владимир Путин и остался им вполне доволен. Корреспондент 47news тоже проехал на «Аллегро» уже в начале января 2011 - и его впечатления существенно отличаются от премьерских.
Первое, чем неприятно удивил новый поезд - это длинные вагоны. По вместимости они в два раза превосходят привычные европейские. Пассажиров, разумеется, в них вмещается гораздо больше. Однако с такой нагрузкой, в свою очередь, не справляется сервис — и в туалеты, и в буфет выстраиваются очереди.
Кроме того, пользоваться «Аллегро» фотомоделям не рекомендуется — расстояние между рядами кресел очень маленькое. Автор этих строк — человек вполне среднего роста, но и его ноги в этом промежутке попросту не помещались. Еще одна загадка — механизма, позволяющего откинуть для удобства спинки кресел назад, ни корреспонденту 47news, ни ехавшим с ним в одном вагоне пассажирам обнаружить не удалось.
О следующей неприятной неожиданности предупредили заранее - по трансляции: в первые же пять минут следования пассажирам сообщили, что вплоть до Выборга в поезде будет действовать режим таможенного контроля. Поэтому всех просят находиться в это время на своих местах, если же переместиться куда-нибудь просто необходимо, то паспорт обязательно нужно взять с собой.
Таможенная проверка (началась почти сразу после отъезда из Петербурга) проводилась на совесть и по всем правилам. Вначале по вагонам прошли с собаками, потом проверили паспорта — в проходе установили передвижной столик, на котором находились два компьютера, и пограничники, мешая друг другу, проверяли документы у пассажиров. Процедура в одном вагоне заняла около получаса. Затем настала очередь таможни. Сотрудники этого ведомства тоже отнеслись к своим обязанностям очень серьезно, пассажиров расспрашивали дотошно, особенно тщательно выясняя, не вывозится ли за границу антиквариат и предметы искусства.
На подъезде к Выборгу пограничные формальности с российской стороны были закончены, и корреспондент решил прогуляться в вагон-ресторан. За этим громким словом, как выяснилось, скрывается обыкновенный буфет, предлагающий набор фаст-фуда: сэндвичи, пирожные, два или три вида горячих блюд. Стоимость даже по финским меркам производит впечатление завышенной - к примеру, порция фрикаделек с гарниром обойдется желающему подзакусить в 12 евро.
Расчет в буфете производится довольно оригинально: российские деньги у пассажиров принимают, но сдачу выдают исключительно в евро. При этом стойку украшает написанное от руки объявление — «до 4 января действует курс обмена 44 рубля за 1 евро». Заметим, что курс Центробанка на тот момент составлял около 40 рублей, а даже в самых «невыгодных обменниках» евро можно было приобрести по 42 рубля. Никаких объяснений столь оригинальной финансовой политики, принятой в поезде, получить не удалось.
На подъезде к финской границе всех посетителей попросили буфет покинуть и снова вернуться на свои места. Начался этап проверки паспортов финскими пограничниками, все это время (около 40 минут) поезд стоял в Вайникалла. Таможенная служба пошла по вагонам, когда состав уже тронулся. Проверяли пассажиров очень придирчиво, полностью досматривая все вещи. Стандартным поиском лишних сигарет или алкоголя не ограничивались — у автора этих строк тщательно проверили все тюбики с косметикой. У сидевшей напротив семейной пары вскрыли и тщательно осмотрели коробки с компакт-дисками, а заодно взрезали всю красивую подарочную упаковку на приготовленных для финских друзей сувенирах. Процесс досмотра растянулся до Лахти.
Отметим, что на обещанную скорость 220 км/час поезд вышел только один раз — после Лахти, и следовал он таким темпом ровно пять минут. Остальное время он проделывал со скоростью 160-180 км/час. В России скорость движения дважды переваливала за 190 км/час — на двух отрезках по 15 минут, основной же путь поезд проделывал, передвигаясь со скоростью от 140 до 170 км/час.
Особого разговора заслуживает электронное табло в вагоне. Поначалу на нем высветились сообщения о времени прибытия на следующую станцию — Выборг. И, если верить этой надписи, прибывать мы туда должны были вплоть до Лахти — надпись горела именно такая. Потом, через два часа после обещанного — и уже, соответственно, прошедшего времени, надпись все-таки погасла. но сообщений о новых станциях на пути следования так и не появилось.
Интересно было наблюдать и за сведениями о скорости поезда, которые тоже высвечивались на табло. Например, во время проезда по территории города Хельсинки, когда состав передвигался очень медленно, пассажиров радовали сообщениями о том, что скорость поезда - 220 км/час. Не изменились эти цифры и когда поезд остановился у перрона. В общем, более или менее соответствовали действительности только данные о температуре окружающего воздуха.
Впрочем, самая неприятная неожиданность подстерегала уже по прибытии в Хельсинки: поезд опоздал на 40 минут, но ни предупредить об этом, ни хотя бы принести пассажирам свои извинения бригада нужным не сочла. Интересно, прозвучали бы эти извинения в том случае, если бы опоздал поезд с Владимиром Путиным?..
Кира Обухова, 47News