«…– Больной, вам не нужна справка. – Доктор, но у меня ее требуют! – Хорошо. Тогда я вам выдам справку о том, что справка вам не нужна» (из подслушанного в приемной).

Не так давно в роли «доктора» выступало Министерство промышленности и торговли (Минпромторг): именно этот орган был уполномочен выдавать заинтересованным лицам письма о том, что ввозимая на территорию Таможенного союза продукция не подлежит обязательной оценке соответствия в форме сертификации или декларирования. Подобные отказные письма помогали преодолеть таможенный кордон, на котором требовалось представить либо подтверждающий соответствие документ (сертификат соответствия или декларацию о соответствии), либо убедить таможенников в том, что данный документ на ввозимую продукцию не требуется.

Казалось бы, все просто: если ввозимый товар внесен в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке…» – сертификат требуется, в противном случае процедура сертификации является добровольной. Тем не менее, существуют определенные сложности, касающиеся идентификации продукции: зачастую «привязать» определенные товары к коду ТН ВЭД не так уж и просто; соответственно, необходимость оценки (подтверждения) соответствия таких товаров оказывается под сомнением.

С 5 октября 2010 г. правом принятия решения относительно необходимости или отсутствия необходимости сертификации обладал Минпромторг: заинтересованному лицу достаточно было обратиться в этот уполномоченный орган, чтобы получить отказное письмо для таможни или иной мотивированный ответ. Можно только предполагать, какой шквал запросов приходилось обрабатывать Минпромторгу, поэтому неудивительно, что сразу же после декабрьского заседания Комиссии Таможенного союза, на котором было внесено изменение в «Положение о порядке ввоза продукции (товаров)», Минпромторг решил избавиться от данной «привилегии».

Об этом свидетельствует письмо Минпромторга от 13 декабря 2010 г. направленное в адрес Федеральной таможенной службы. В письме № СВ-13423/10 говорится о том, что Минпромторг с 8 декабря 2010 г. прекращает выдачу по запросам заинтересованных лиц разъяснений относительно принадлежности продукции к «Единому перечню». То есть, так называемых «отказных писем для таможни» больше не будет. Как уже было упомянуто выше, причиной для прекращения выдачи данных документов послужило решение Комиссии Таможенного союза за № 491, исключившее из «Положения о порядке ввоза продукции» п.5,  обязывавший органы по техническому регулированию выдавать письменные разъяснения-заключения относительно необходимости (отсутствия необходимости) проверки соответствия.

До сих пор остается неясным, каким документом будет удостоверяться отсутствие необходимости проверки соответствия перемещаемой через границу продукции.  Маловероятно, что контроль будет осуществляться таможенными органами только на основании декларируемой производителем принадлежности продукции по ТН ВЭД. Тем не менее, предпосылки для этого существуют: Комиссия таможенного союза уже несколько месяцев форсирует принятие «Положения о порядке применения ТН ВЭД при классификации товаров». На прошлом, ноябрьском заседании, Комиссия решила  этот документ «принять к сведению», после чего страны-участницы Таможенного союза начали рассмотрение и внесение правок в «Положение о порядке применения ТН ВЭД при классификации товаров». В частности, на заседании Комиссии 8 декабря 2010 г. Беларусь предложила дополнения и исправления к данному документу, в России и Казахстане данный документ находится на стадии внутригосударственного согласования. В решении № 490 Комиссия Таможенного союза просит Россию согласовать «Положение» в срок до 20 декабря 2010 года, что подтверждает значимость этого документа для Таможенного союза в целом.

Напомним, что присвоение кода ТН ВЭД осуществляется декларантом – импортером или производителем. В обязанности таможенных органов входит контроль над правильностью присвоения кода ТН ВЭД и изменение кода продукции в случае неправомерного присвоения. Продукция, обязательность сертификации которой регламентирована «Единым перечнем», перечислена в нем с указанием кодов ТН ВЭД, что существенно упрощает идентификацию товаров и, соответственно, отнесение продукции к разряду товаров, подлежащих или не подлежащих обязательной сертификации.

Очевидно, что идентификация продукции может осуществляться таможенными органами, поскольку право присвоения кодов ТН ВЭД за таможней закреплено законодательно. Практиковавшееся таможенными службами до 8 декабря 2010 г. требование о предоставлении отказных писем на продукцию, не подлежащую обязательному подтверждению соответствия, можно назвать избыточным, поскольку таможенные органы могут самостоятельно определить  отсутствие-наличие ввозимого товара в «Едином перечне». Логика подсказывает, что Таможенный союз в очередной раз пытается упростить процедуру, что выгодно для производителей и импортеров. Не исключен вариант, что с 8.12.2010 г. отказные письма будут попросту заменены иным документом, выдаваемым иной уполномоченной инстанцией. В таком случае об упрощении говорить не приходится: ситуация снова будет напоминать анекдот, в котором доктор дает справку о том, что справка не требуется.