Маркетинговые подходы к повышению конкурентоспособности регионов обсуждали накануне в Доме правительства Ленинградской области на специализированной межрегиональной конференции.

Продвижение городов не просто популярное явление, это база устойчивого развития в современном мире, – отметил, открывая пленарное заседание конференции, вице-губернатор Ленинградской области Александр Кузнецов. Он подчеркнул, что одним из важнейших инструментов регионального развития является формирование и деятельность кластеров в экономике. Кроме того, отдельное внимание должно уделяться инновационным подходам в сфере рекреации, отметил Кузнецов, поскольку туризм способствует развитию и других отраслей.

В рамках основной сессии свои мнения о различных подходах к оценке конкурентоспособности регионов высказали эксперты. В частности, руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Эдуард Бозе отметил, что для инвесторов нет неважных аспектов при оценке региона. Поэтому политика повышения конкурентоспособности должна ориентироваться не на соседние регионы, а скорее на других участников рынка, на требования инвестора.

Директор консалтинговой компании «Стратеджи партнерс Групп» Сергей Лозинский подчеркнул, что в сложной экономической ситуации регионы должны делать ставку на развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивать быстрый и дешевый доступ к инфраструктуре, решать кадровые вопросы. Кроме того, регионы должны уметь эффективно общаться с инвесторами.

Управляющий партнер - руководитель налогового отдела компании «Прайсвотерхаус Куперс» Наталья Щербакова перечислила ряд мер, способствующих приходу инвестора в регион. В частности, это понятные правила игры на рынке, снижение бюрократических барьеров, налоговое законодательство с нормами прямого действия и создание благоприятного имиджа территории. Она подчеркнула, что информация о том, что регионы проводят системную инвестиционную политику и поддерживают инвесторов, распространяется не слишком быстро, в отличие от негативных сведений. Одним из инструментов создания имиджа она назвала запуск информационных площадок в виде удобных, простых и ясных интернет-сайтов для инвесторов.

Если 10 лет назад для принятия решения инвестору бывало достаточно определиться с географическим положением региона и налоговыми льготами, то сейчас в значительной степени учитывается, как регион выстраивает отношения с инвесторами, отметила исполнительный директор представительства Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге Мария Чернобровкина. Она подчеркнула, что особую роль здесь играют бизнес-ассоциации, обеспечивающие диалог между бизнесом и властью: если регион прислушивается к бизнесу, то бизнес-сообщество охотно подсказывает ему пути развития.

При построении бренда региона необходим комплексный подход, отметила исполнительный директор Северо-Западного отделения Российского Союза Туриндустрии Татьяна Гаврилова. Это включает не только развитие инвестиционной и туристической привлекательности, но и социально-экономического положения региона, дорожной инфраструктуры и так далее. Одним из приоритетных направлений формирования бренда в сфере туризма она назвала проект «Серебряное кольцо», задуманный на Северо-Западе России. Оптимальным вариантом концепции является открытая сеть туристических маршрутов, которая не навязывает ни конкретных экскурсий, ни направлений, но позволяет выбрать наиболее подходящий каждому вариант. Такая концепция дает возможность широкого развития сети, основывая ее не на заданных маршрутах, а на стандартах качества оказания услуг – в гостиницах, объектах питания, при экскурсионном обслуживании.

В рамках отдельных круглых столов на конференции обсудили инновационные подходы рекреационного бизнеса к маркетингу территории, а также повышение конкурентоспособности региона через развитие международного сотрудничества.

Конференция была организована администрацией Ленинградской области, комитетом по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, комитетом по физкультуре, спорту и туризму при поддержке Северо-Западного отделения Европейского банка реконструкции и развития, Американской торговой палаты в России, Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, Российского Союза Туриндустрии, СПбГУ, ИТАР-ТАСС.

47News, по материалам департамента информационной политики правительства Ленобласти