Агропромышленный комплекс Ленобласти преодолел экономический кризис с положительными показателями объемов производства. Да и аномально жаркое лето сельское хозяйство 47-го региона пережило без больших потерь. О том, как областному АПК удается выдерживать испытания, сколько в Ленобласти брошенных сельхозземель и что региональный агропром может предложить взамен импорту, в интервью 47News рассказал вице-губернатор Ленобласти, председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу региона Сергей Яхнюк.
- Сергей Васильевич, лето в этом году выдалось очень жаркое, как сельхозпредприятия справлялись с аномальным погодными условиями? Прогнозируете ли вы снижение урожайности?
- Самое главное для нас - корма для животноводства. Мы сегодня с уверенностью можем сказать, что корма заготовлены, поэтому в зимний период у нас будет с чего получать молоко. Конечно, мы зависим и от других регионов в части поставки зерна на комбикормовые заводы. По какой стоимости будут поставлять к нам в регион зерно - это для нас важный вопрос. Сегодня уже зафиксирован рост цены на зерно – она поднялась довольно существенно. Мы ставим задачу, что нужно готовить качественные корма для собственного животноводства здесь, в области, чтобы снизить до минимума объемы закупаемого зерна.
Конечно, нельзя говорить, что высокие температуры не повлияют на урожай. Созревание зерна произошло на две недели раньше, зерно более мелкое - фазы его формирования прошли более быстро, и поэтому мы ожидаем, что по зерновым потери будут до 15%. Не исключены потери по картофелю и овощам, потому что сегодня запас продуктивной влаги, который есть в почве - на грани, из-за этого недостатка клубни формируются с меньшим весом. Тяжело переносят такую погоду животные - отмечается снижение продуктивности, к тому же прошедший ураган тоже выбил из колеи предприятия - многие сельскохозяйственные комплексы были обесточены, мы потеряли за неделю порядка 100 тонн молока.
- Но ведь областное сельское хозяйство по сравнению с другими сферами из года в год показывает «плюс» в объеме производства, даже в период экономического кризиса. За счет чего региональный агропром всегда держится на плаву?
- Наверное, за счет того, что в Ленинградской области накоплен довольно серьезный потенциал. В первую очередь, человеческий потенциал – руководители предприятий настоящие профессионалы. Мы не дожидались каких-то серьезных государственных решений, а постоянно занимались «перевооружением» материально-технической базы. Новые, современные предприятия позволили нам не снизить объемы производства, а наращивать их. Благодаря федеральной и региональной государственной поддержке мы продвигаемся дальше в части «перевооружения». А это – снижение затрат, высокая производительность труда и качество продукции. Продукты из Ленинградской области востребованы на рынке Петербурга - этот выбор делает потребитель. И благодаря этому мы выжили в сложный кризисный период, и наращивали объемы в прошлом году, и в этом году за первое полугодие уже отмечается рост.
- Какие сельскохозяйственные предприятия Ленобласти - наиболее крупные игроки на рынке АПК региона и всей страны?
- О нас в России знают. Существуют разные клубы предприятий - в области птицеводства, молочного животноводства, производства овощей. Если говорить о птицеводстве, то это предприятие «Роскар», птицефабрики «Синявинская» и «Северная». Это наиболее крупные компании, которые внесены в перечень тех предприятий, которые занимают достойное место в числе российских предприятий. Если говорить по молочному животноводству, то это хозяйства «Приневское», концерн «Детскосельский», «Агробалт», «Рабитицы», племзавод «Гражданский» - предприятия с хорошим объемом производства и качеством продукции. Среди свиноводческих хозяйств – «Русбелго» и «Ручьи». По овощеводству - «Детскосельский», «Приневское».
- На фоне крупных и известных сельхозпредприятий, какую долю регионального АПК занимают фермеры?
- Так уж сложилось, что для Ленобласти сегодня характерно крупнотоварное производство. Может быть, за счет этого мы и выигрываем. Благодаря тому, что созданы крупные предприятия нам проще реализовать ту или иную стратегию поддержки сельского хозяйства. Доля крестьянских фермерских хозяйств в производстве продукции у нас составляет всего лишь 1%, доля личных подсобных хозяйств - 23%. В общей доле производства крестьянские фермерские хозяйства Ленобласти дают небольшие показатели: мясо - 0,7%, молоко - 1%, яйцо - 0,07%, картофель - 6,5%, овощи - 2,2%.
- Больше года назад широко обсуждался федеральный пилотный проект строительства семейных молочных ферм. В то же время Ленобласть решила разработать свой проект семейных птицеферм. В итоге, что-то из этих задумок будет реализовано в регионе, и как скоро?
- Это новая задача, которую мы поставили перед собой - создание небольших молочных ферм и ферм по производству мяса домашней птицы. Мы стараемся ориентироваться на небольшие объемы, чтобы фермы могли обслуживать 2-3 человека. Уже подобраны площадки для реализации этих проектов, определена управляющая компания, которая оказывает содействие, работает с потенциальными инвесторами, с потенциальными участниками, которые хотят или заново построить ферму или реконструировать уже имеющуюся.
Интерес к производству молока немного меньше, чем к производству мяса птицы. Сегодня ценовая политика на молочную продукцию не совсем определяет покрытие затрат, в эти проекты бизнес приходит медленнее. Но, тем не менее, примеры у нас есть. В Лодейнопольском районе к концу года завершиться строительство крестьянско-фермерского хозяйства Макеева, он переведет своё стадо в более современные корпуса, с новыми условиями дойки и охлаждения молока. Уже построено, запущено и работает КФХ «Урожайное» в Приозерском районе, в стадии строительства «Семейная экологическая ферма», семья Маланичевых в Тосненском районе занимается вопросами подготовки проекта фермы. Нельзя сказать, что этот проект стоит на месте. Как тех, кто выбрал для себя молочное животноводство, так и тех, кто займется птицеводством на семейных фермах, мы будем поддерживать финансово и организационно. Финансово - частичной компенсацией расходов на создание инженерной инфраструктуры и благоустройство территории, компенсацией части процентной ставки по привлеченным кредитам, выдачей гарантий на получение заемных средств. А в будущем возможно создание пункта переработки для таких семейных ферм, для дальнейшей реализации продукции, чтобы эта задача не «висела» на самом фермере. Но создание такого перерабатывающего объекта должно строиться на кооперативных началах - для нескольких ферм, чтобы мы не повторяли ошибки прошлого, когда кто-то один диктует свои условия.
- В какую сумму выльется создание такой семейной фермы?
- Если говорить о производстве мяса домашней птицы, то где-то 25-30 млн. рублей требуется для создания фермы площадью 1,5 тысячи квадратных метров. По нашим предварительным расчетам, для молочного животноводства цена будет выше - 50-70 млн. рублей для поголовья в 30-50 голов. Создание молочной фермы требует больше оборудования, к тому же значительная часть средств уйдет на приобретение поголовья.
- Вы затронули вопрос цен на молоко. В Ленобласти закупочная цена на молоко неоднократно регулировалась областными молокопроизводителями и петербургскими переработчиками. Существует ли эта несогласованность между предприятиями сейчас?
- Мы со своей стороны только усадили всех за стол переговоров, чтобы услышать мнения и переработчиков и производителей. Если говорить о последствиях, которые будут при несоответствии цены продукту, то меньшая цена может привести к краху или разорению экономики наших молочных предприятий. Благодаря тому, что нас услышали, в этом году закупочная цена за литр молока в среднем составила около 14 рублей. С 1 августа эта цена стала повышаться, компания «Юнимилк» повысила стоимость закупки еще на рубль. Мы предполагаем, что цена повысится до 17 рублей до конца года. Договариваться производителям и переработчикам придется каждый год, но мы ставим задачу, чтобы между ними были заключены долгосрочные договоры, чтобы производство не лихорадило от неустойчивости и неопределенности. В прошлом году из-за низкой закупочной цены рентабельность наших предприятий снизилась почти в два раза, и если бы не господдержка, то наши хозяйства отработали бы прошлый год с большим минусом.
- В январе Владимир Путин, побывав с визитом на племзаводе «Гражданский», говорил о необходимости импортозамещения мяса птицы на отечественном рынке. Насколько Ленобласть готова к этом процессу? Что 47-й регион может предложить российскому потребительскому рынку?
- У нас подготовлена и утверждена программа «Развитие птицеводства» на период до 2020 года. И по прогнозам до 2020 года объемы производства мяса в регионе увеличатся более чем в два раза. Сегодня мы производим 167 тысяч тонн в год, а к концу 2020 года планируем производить где-то 357 тысяч тонн. За полугодие 2010 года мы обеспечили рост порядка 10% объемов по мясу птицы, и я думаю, что такой же рост будет и по итогам года. Кроме того, реализуется проект по производству 70 тысяч тонн мяса на птицефабрике «Северная» - две площадки к концу года будут готовы. Развитие семейных птицеферм тоже внесет свою лепту. В развитии птицеводства виден интерес бизнеса. К примеру, в Выборгском районе компания «Омега групп» планирует производство мяса индюшатины. Это гарантия того, что озвученные объемы будут реальны – таким будет наш вклад в импортозамещение на рынке мяса птицы.
Если говорить по другим направлениям, то в области налажено производство шампиньонов двумя предприятиями - «Приневское» и «Весна-Тихвин». Мы уже потеснили производителей из Польши и Голландии и стали на этом рынке серьезными игроками. Мы начали в промышленных объемах производить козье молоко, в области почти 2 тысячи поголовья коз. В производстве цветов основными поставщиками была Голландия и ряд других зарубежных стран, но уже сейчас Ленобласть покрывает порядка 40% потребности в этой продукции Петербурга.
- Насколько известно, в сфере мясного животноводства в Ленобласти существует недостаток только в говядине. Как можно увеличить объемы этой мясной продукции?
- Проекты производства говядины более дорогие и менее окупаемые. Существует федеральная программа по поддержке бизнеса в части реализации проектов по производству мяса говядины, аналогичную программу мы подготовили и в Ленобласти. Из областного бюджета мы поддерживаем такие предприятия. К примеру, сохранился крупный комплекс в Лужском районе - «Рассвет», который производит качественное мясо. Есть предприятие «Спутник», которое имеет племенное поголовье. На базе этого предприятия формируется стадо «мясной» абердин-ангусской породы в Ленобласти. Работа осложняется тем, что область имеет высокий статус племенного направления по разведению двух пород молочного направления - черно-пестрой и айширской. В такой ситуации сложно вводить другие направления, нельзя все это смешать воедино. Мы привлекаем бизнес, чтобы на свободных земельных ресурсах организовывать такого рода предприятия. Заинтересованность в таком инвестиционном проекте есть со стороны хозяйства «Ручьи», которому предоставлены дополнительные земельные ресурсы в Кировском районе, работаем над тем, чтобы это предприятие разместило производство говядины в Подпорожском районе, где менее освоены сельхозземли.
- О неиспользованных в регионе сельскохозяйственных землях упоминается достаточно часто. Какова площадь таких заброшенных угодий и может ли область вернуть их в оборот?
- Около 30% сельскохозяйственных земель сегодня не используется — это серьезная проблема. Многие спекулянты, которыми скуплены земли пайщиков, просто выжидают более благоприятного времени, чтобы распорядиться этой землей. И любой желающий, который хочет организовать какое-то производство, сталкивается с ситуацией, когда цена за выкуп этих земель назначается довольно высокая. Поэтому мы и депутатский корпус выступаем с инициативой, чтобы за неиспользование земель вводить коэффициенты по увеличению земельного налога. Госдума уже рассматривает введение такого коэффициента, предоставляющего право субъекту за неиспользование земли вводить десятикратное увеличение земельного налога. Принятие этого решения позволит нам заставить владельца участка или работать на земле, или отдать её в долгосрочную аренду, чтобы кто-то другой на ней работал. Третье решение - продать участок. Если ни один из этих вариантов собственнику не подходит, то ему придется платить десятикратный налог, который мы, получив в бюджет, сможем направить на поддержку тех земель, которые действительно работают.
- Сергей Васильевич, скоро в Петербурге откроется выставка «Агрорусь-2010». Как в этом году на одном из главных праздников российского агропрома будет представлена Ленобласть?
- Ленинградская область всегда была активным и самым главным участником «Агроруси», и этот год не исключение. Количество заявок на участие в выставке со стороны сельхозпредприятий Ленинградской области не уменьшилось. Кроме того, мы в этом году планируем более широко показать возможности развития наших рыбоводных предприятий. В отдельном павильоне мы планируем представить животных - этого не делалось на выставке уже давно. Сейчас полным ходом идет организационная работа, общая концепция павильона, где будет представлена Ленобласть уже определена. Расширение возможностей демонстрации нашей продукции предприятий АПК позволит еще раз показать, что в Ленобласть сельское хозяйство работает и развивается.
Беседовала Людмила Петрова, 47News