Для того, чтобы изменить или приостановить судебное решение, жителям Ленинградской области не нужно строчить исковые заявления в различные инстанции, доказывать свою правоту, получать официальные документы. Можно упростить процесс, выписав самому себе документ, принести его в правоохранительное ведомство, а дальше специалисты, не вникая в то, подлинный документ или нет, будут по нему работать, а точнее не будут. По крайней мере, именно так порой дела обстоят у судебных приставов и прокуроров Ломоносовского района.

История началась еще в 2008 году. Тогдашнее руководство поселка Виллози во главе с Андреем Шароновым, дало разрешение на строительство цементного завода компанией "Неостром". Как рассказал корреспонденту 47News нынешний глава МО "Виллозское сельское поселение" Виктор Иванов, разрешение было дано без проведения общественных слушаний. По его словам, местные жители, а вместе с ними и народные избранники, после начала строительства начали бить тревогу. Между тем на месте будущего завода появились первые постройки. В сентябре 2009 года совет депутатов МО "Виллозское сельское поселение" обратился в суд с иском к директору компании "Неостром" Николаю Точеному о признании строений самовольными постройками, а также о сносе этих построек. Речь шла о трех силосных установках для хранения цемента, а также о двух административных зданиях.

В ноябре 2009 года Ломоносовский суд Ленобласти постановил, что Точеному необходимо снести эти здания. Ответчик подал кассационную жалобу в суд высшей инстанции - в Ленинградский областной суд. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда оставила ранее вынесенные решения без изменений - постройки необходимо снести.

Время шло, выполнять решение суда, по понятным причинам, глава фирмы "Неостром" не спешил. Между тем, для таких вот необязательных ответчиков существует служба судебных приставов. Чтобы выяснить, почему судебные приставы никоим образом не обеспечивают исполнение решения суда, совет депутатов обратился в районную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. "Там нашему юристу вручили определение областного суда от 18 июля 2010 года, которое гласит, что решением президиума областного суда исполнение решения по данному делу приостановлено. Также ему объяснили, что в службу судебных приставов документ был принесен лично ответчиком Точеным", - рассказал корреспонденту 47News Виктор Иванов.

В соответствии с документом, повторное рассмотрение дела назначено на 16 сентября. И все бы ничего, но оказалось, что в президиуме областного суда не знают о существовании данного документа (в редакции 47News имеется его копия).

«Филькина грамота» для пристава и прокурора

«Филькина грамота» для пристава и прокурора

Редакция 47News также обладает копией письма председателя Ленинградского областного суда Ирины Лодыженской главе Виллозского поселения от 11 августа 2010 года (1-7-16020), в котором указывается, что "определение от 18 июля" изготовлено в непроцессуальной форме, подписано неустановленным лицом, заверено подложной печатью, кроме того, надзорная жалоба в областной суд от гражданина Точеного никогда не поступала. Даты, проставленные в "определении", также не соответствуют действительности. Так, согласно нему, датой рассмотрения надзорной жалобы обозначено 16 сентября 2010 года, но это четверг, а по четвергам заседания президиума облсуда не проводятся. Но самой удивительной является дата изготовления этого документа, которая приходится на воскресенье 18 июля 2010 года, который является выходным днем, и по понятным причинам никакого судебного решения в этот день принято быть не могло. В своем письме госпожа Лодыженская также сообщает, что ею в адрес прокурора Ленинградской области направлено заявление по данному факту изготовления подложного судебного документа.

"Понятно, если будет доказан факт изготовления фальшивого документа, его автору светит уголовное дело, поскольку это преступление совершено явно из корыстного умысла. Но интересна и другая сторона этой истории, а именно, причины бездействия районной прокуратуры и районной службы судебных приставов", - говорит эксперт 47News.

"Никому из сотрудников этих ведомств даже и в голову не пришло проверить подлинность документа. Получается, любой человек может написать что угодно, о чем угодно, прийти в прокуратуру, к судебным приставам, представить документ и тем самым решить все свои проблемы", - возмущенно говорит наш собеседник.

"Сотрудники службы судебных приставов даже не позвонили в суд, чтобы выяснить, есть ли оригинал этого документа или нет. Более того, они еще и в районную прокуратуру отправили копию этого документа. То, что в обоих ведомствах не знают, как выглядит настоящее судебное решение, печать и подпись председателя областного суда, по меньшей мере, не с лучшей стороны характеризует уровень юридических знаний их сотрудников", - продолжает он.

Впрочем, у районных судебных приставов есть свой ответ, почему так произошло. "В минувшую пятницу в Ломоносовский районный отдел должник представил постановление о приостановлении до 16 сентября текущего года исполнительного производства на период рассмотрения надзорной жалобы в Ленинградском областном суде. С целью проверки документа, представленного в службу должником, направлен запрос в Ленинградский областной суд", - пояснили корреспонденту 47News в пресс-службе управления федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области.

"Это не так", - поясняет глава Виллозского поселения Виктор Иванов, и добавляет, что есть объективные факторы, свидетельствующие о том, что к судебным приставам документ поступил гораздо раньше.

В районной прокуратуре корреспонденту 47News отказались комментировать данную ситуацию, ссылаясь на то, что в данный момент проводится проверка.

Между тем, списывать все на банальный непрофессионализм приставов в областном суде тоже не спешат. "Весьма странно, что уже несколько месяцев судебные приставы не принимали практически никаких мер для того, чтобы заставить ответчика снести постройки. Вспомним ситуацию в подмосковном "Речнике" - там никто не ждал несколько месяцев, а наши областные приставы почему-то могут себе позволить тянуть дело так долго. Это вызывает подозрение", - рассказал эксперт 47News.

Стоит напомнить, что 4 мая 2010 года вступил в силу федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", и теперь любой житель Виллози имеет полное право взыскать с государства денежные средства за то, что вредное производство продолжает находиться рядом с его домом вопреки решению суда. Или обратиться в Европейский суд по правам человека, который уже не раз удовлетворял подобные жалобы, взыскивая из федеральной казны значительные суммы.

Юлия Гильмшина, 47News